Ключевой сотрудник
В обсуждении приняли участие представители православной и католической церкви. За одним столом собрались заведующие кафедрами религиоведения РПУ и СФИ Иван Олегович Негреев и Маргарита Васильевна Шилкина; специалист по исламу Алексей Васильевич Журавский (СФИ/РГГУ); социолог религии Андрей Андреевич Игнатьев (РГГУ); психиатр Борис Аркадьевич Воскресенский (СФИ/РГМУ/МГППУ); специалист по буддизму Сергей Викторович Щербак (СФИ); филолог Юлия Валентиновна Балакшина (СФИ/РГПУ им. Герцена); специалист по географии культуры и религий Игорь Михайлович Корпусов (ТГУ).
Доклад «Особенности христианского толкования синергии в традиции паламизма» представил заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Мкртичевич Гзгзян.
Визитная карточка православия
Термин «синергия» – визитная карточка восточного христианства. При этом представление о собственном учении о синергии у современных православных довольно приблизительное. Восточные христиане гордятся своей традицией и часто именно она выставляется на щит в богословской полемике с Западом. Спор отягчен разностью языков, поскольку богословы, стоящие у его истоков, использовали непохожие способы говорить о Боге.
Язык епископа Римско-католической церкви Варлаама Калабрийского – более дискурсивный и наукообразный – наследует традицию и терминологию Аристотеля. Тексты Григория Паламы скорее свидетельствует об определенном опыте, чем представляют собой строгое изложение богословской теории. Его язык метафоричен, образен, это скорее поэзия, чем наука.
Но что такое этот опыт синергии? Как возможно сотрудничество тварного и к тому же падшего человека с сотворившим его непознаваемым Богом? В богословии святителя Григория Паламы синергия связана с учением о нетварных божественных энергиях, через которые Бог присутствует и действует в мире, а человек может созерцать Бога, ощутить Его присутствие и даже уподобиться Ему. Но сами тексты Григория Паламы не дают ответа на вопрос, какими качествами обладает этот обоженный человек – «созерцатель божественного света».
Понятие обожения встречается не только в христианстве. Например, неоплатоническая традиция говорит о теургии: посредством определенных практик человеческая душа может соединяться в экстасисе с абсолютным началом. Бог авраамических религий отличается от Абсолюта тем, что Он не остается индифферентным к человеку: судя по всему, Ему не все равно.
Синергия по существу означает, что когда речь идет о человеке и его свободе, на кон поставлены и все усилия Бога. Соучастие человека делает их как-то принципиально более «эффективными». А если человек отказывается принимать участие в Его замысле? Терпит ли христианский Бог ущерб?
Напрягайтесь!
В Библии есть эпизоды, к которым очень трудно подойти с вопросом «а что если». А что если бы Мария не захотела ответить на предложение архангела Гавриила? В каждой религии есть сферы, маркированные словом «тайна». Они как бы говорят: «Есть пределы, за которые невозможно зайти. Не пытайся понять, даже не напрягайся!».
Но почему Мария ответила именно так, как сказано в Евангелии от Луки? Могла ли она ответить по-другому? Такие вопросы ставят нас в интеллектуальный тупик. Если мы ответим: «Не могла», то в чем же проявлялась ее свобода? Но и если скажем: «Могла, потому что была свободна», то ничуть не приблизимся к пониманию тайны синергии Бога и человека.
Самое трудное – понять, какого именно усилия ждет от человека Бог. Свобода – это не выбор из двух вариантов, а решимость услышать, что Он предлагает. Мы не знаем, какой вопрос задал Архангел Марии. И тайна даже не в том, что она сказала «да», а в том, что она его поняла.