Перейти к основному содержимому

«И что человек, что его берегут? – гнездо разоренья и стона»

Очередной учебный год в СФИ по традиции начался с общей молитвы, поздравления новых студентов и актовой лекции. В этом году ее прочитала Ольга Седакова. Тема лекции – «Поэзия и антропология».
Ректор СФИ священник Георгий Кочетков и поэт
Read this in English

Очередной учебный год в СФИ по традиции начался с общей молитвы, поздравления новых студентов и актовой лекции. В этом году ее прочитала Ольга Седакова. Тема лекции – «Поэзия и антропология».

«В XX веке обнаружилось, что от того, что думают о человеке, зависят исторические движения и решения», – сказала Ольга Александровна. Она проследила развитие взгляда на человека от гуманизма эпохи Просвещения до современной постсекулярной антропологии.

Крах «секулярного проекта»

Просвещение думает о человеке очень высоко, что по природе человек тянется к добру, если ему не мешают. Оно не принимает всерьез мысль о грехопадении, но и сотворение человека по образу Божьему ему тоже не нужно. Просвещение верит, что человека можно сделать самим собой силами универсальной этики и разума, который разгоняет предрассудки и пороки, не встречая препятствий.

XIX и особенно XX век показали, что такие препятствия есть. Изучение архаических культур открыло мифологическое сознание, которое оперирует не рациональными понятиями, а образами и метафорами. Человек столкнулся в себе самом с тайной. Оказалось, что тьма может быть привлекательна, что сила влечет человека независимо от того, добрая она или злая. Внесознательное начало, воля гибнуть и жажда насилия оказались внутренними свойствами человека. Вышедший из подполья миф предложил вместо «скучного» гуманизма с его «плохо» и «хорошо» таинственную тьму, притягательную своей жизненной силой. С мифологическим сознанием и восторгом перед ним, с торжеством темного дионисийского начала были связаны традиционалистские и фашистские движения в Европе.

Доказательство грехопадения

Ответом на гуманистическое возвышение человека стала антропология презрения к личности, испытанная тоталитарными режимами XX и XXI века. Причем помимо нацистского и коммунистического, современные христианские мыслители разглядели в истории и третий, неидеологический тоталитаризм, ключевое слово которого – «эффективность», так же подчиняющая человека, как классовая и национальная идеи.

Ханна Арендт видела антропологическую предпосылку тоталитаризма в «террористической гипотезе о человеке», согласно которой человек – бесконечно податливое существо, состоящее из низменных стремлений, преимущественно страха и корысти. «Если Просвещение не знает в человеке первородного греха, то тайная полиция только это о нем и знает», – сказала Ольга Седакова.

Аушвиц и ГУЛАГ экспериментально доказали глубинную поврежденность человека, опровергли тезис Просвещения о его доброй природе, но при этом оставили своих непосредственных участников с чувством личной невиновности за происшедшее, с унаследованной от Просвещения привычкой объяснять и оправдывать человека внешними причинами.

Можно ли верить в человека?

Если на самом деле человек такой – греховный и невиновный, всегда объяснимый извне, то в качестве рабочей гипотезы остается только современная «терапевтическая антропология», которая видит в человеке не художника, не мыслителя, не образ Божий, а лишь «пациента»: он плохой, но ведь у него тяжелые условия. Такое «циническое доброе отношение к человеку» – похмелье после крушения антропологии Просвещения, считает Ольга Седакова.

Свидетели истории XX века, такие как Ханна Арендт, Дитрих Бонхеффер, стали искать оправдания человека. Возможен ли новый христианский гуманизм? Возможно ли, сталкиваясь с законом греха, выраженным в словах апостола Павла «я творю не то доброе, которое хочу, но злое, которого не хочу» (Рим 7:19), не терять веры в человека? Возможно ли видеть в нем того, кто, согласно христианскому откровению, способен вместить Бога?

По мнению Ольги Александровны, поэзия, которую не рассматривали с антропологических позиций, дает основания для антроподицеи, ставит вопрос о составе человека, она что-то о нем говорит. «Человек для себя – это прежде всего труд, но не в том расхожем смысле, в котором труд противопоставляется дару. Это “дар труда” и “труд дара”. Человека в человеке всегда как будто еще нет. Он не данность, он заданность», –сказала Ольга Седакова.

 переводчик
 член Попечительского совета СФИ Ольга Седакова
Ольга Седакова
Проповедь ректора СФИ священника Георгия Кочеткова на евангельское чтение (Мф 13:44-57)
Ректор поздравляет новых студентов с поступлением в институт

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225