Христос и Его образ
![Христос-Пантократор. Синайский монастырь. VI – VII в.
Спас Нерукотворный. Новгород. XII в.
Христос Элеймон. Византия. XII в.
Спас Нерукотворный. Симон Ушаков. 1673 г.
Христос в терновом венце. Гвидо Рени. Около 1639-1640 г.
Христос. Этюд. Александр Иванов. 1840-е гг.
Святой Лик. Жорж Руо. 1930-е гг.
Заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ доктор философских наук Григорий Борисович Гутнер](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/aa7a10d32ff5bb75730029e06dbc2cdb61d4f840/IMG_2692_-980x653.jpg)
На древних мозаиках и катакомбных росписях Христос обнаруживает удивительное сходство с Гелиосом или еще каким-то греческим богом. Античные черты образ Христа пронесет на себе на протяжении всей своей истории. Александр Иванов, работая над лицом Христа в «Явлении Мессии», будет смотреть и на Аполлона Бельведерского, и на Венеру Милосскую. Но что и как менялось в этом образе, так что богословы XX века смогли говорить об иконе как о «знамении Царства» и «небесном откровении»? Эти вопросы предложил обсудить на круглом столе «Икона: от модификации античного образа – к чему?» профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ Александр Михайлович Копировский.
«Главное, что было сказано богословами об иконе, прозвучало в полемике иконопочитателей и иконоборцев в VIII-IX веках», – сказал Александр Копировский. Можно ли изобразить Христа как Бога и Человека? Ответ не мог быть однозначным и легким. Острота, с которой был поставлен этот вопрос, оказала плодотворное влияние на дальнейшую модификацию античных истоков христианского иконного образа.
После Торжества Православия развитие иконописи было связано не столько с богословием, сколько с изменениями в области церковной жизни и художественного стиля. Однако именно с IX века становится заметным новый язык иконы. Пользуясь во многом идущими от античности средствами выразительности, иконописцы стремятся показать в иконах преображенную плоть Христа и святых, дать личностные характеристики образа. Развитие христианского искусства стало возможным благодаря мудрости отцов Седьмого вселенского собора, которые, утвердив саму возможность создания и почитания икон, ничего не постановили по поводу того, как именно нужно их писать, предоставив это самим иконописцам.
«Смерть Бога», которую констатировал Ницше (видимо, не случайно тосковавший по прекрасным олимпийцам), и цепь «смертей», последовавших за ней, в том числе «смерть искусства», из которого уходят категории образа, центра, прекрасного, даже эстетического, поставила сегодня вопрос об иконе не менее радикально, чем в свое время его ставили иконоборцы.
Уже с XIX века все попытки изобразить Христа приводят к одному из двух возможных результатов: посредственность или гениальность. К образу, который может открыть нечто новое, сегодня прорываются единицы, говорит Александр Михайлович, добавляя, что настоящая икона никогда не была уделом единиц: это соборное искусство.
Практически все, что можно сказать о Боге привычными художественными средствами, уже сказано. Теперь нужно по-новому услышать аргументацию иконоборцев о невозможности изображений, чтобы сделать из них выводы в пользу иконы, а не против нее (как писал об этом протоиерей Сергий Булгаков). Но вначале нужно хорошо разглядеть все, что удалось в этой области создать. И может быть, сегодня особенно важно было бы разглядеть невыразимое не только в изображении Христа и святых, но и в живом человеке – единственной «иконе» Христа, созданной самим Богом.
![заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ кандидат филологических наук Давид Мкртичевич Гзгзян
Профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ кандидат педагогических наук Александр Михайлович Копировский
Заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ кандидат филологических наук Давид Мкртичевич Гзгзян](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/996651af656d07e45333b75959571dfb33114c00/2._Spas_Neruk._12._Novg._GTG-980x1052.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/dc6bfb929bc83613c2b3fa836a79c58d3dc9d27e/4._Spas_Nerukotvornyi_Simon_Ushakov_1.jpg)
![доцент кафедры кандидат медицинских наук Борис Аркадьевич Воскресенский](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b1f58daf2067bcdf69361a9e275273697ad77b6f/1._KHristos_Sinai_01.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/844fb038af8a3caad4941a6ad5fc10b19fc5dcfe/3._KHristos_EHleimon_Moz._2.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3e02591f59337c855cb5ece53e59717b1035aff6/5._KHristos_v_ternovom_vence_2.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e482896b3c61fe3a15cdc6b160931b2cf0196160/6._A._Ivanov._KHristos._EHtjud-980x1235.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8dab94b5ce354ead2d12e49d3debfd290a23f76e/7._ZH._Ruo._Plat_Veroniki.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/4e277033f164a87cf1b8090b59d48a5ea1cb6e05/IMG_2698_-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/72e8be40479757eb5926435a804c98264b40c8d8/IMG_2702_-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5a6f73e6d6706d9862b4175b59f0a268bc6901e2/IMG_2707_-980x654.jpg)