Христианину ничего нельзя делать любой ценой!
Семинар по биоэтике стал итоговым, завершающим курс лекций, прочитанных студентам бакалавриата преподавателем СФИ, биологом Галиной Муравник. Вёл семинар ректор института священник Георгий Кочетков. В работе семинара также приняли участие преподаватели СФИ, кандидаты медицинских наук Ольга Полякова и Олег Ермолаев.
Студенты обсуждали вопросы, которые остро-актуальны в современном мире и являются вызовами сегодняшнего дня для христиан. Каким, к примеру, должно быть христианское отношение к проблемам экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), эвтаназии, трансплантации органов? Нужно ли смертельно больному человеку сообщать его диагноз и как это сделать? Можно ли делать переливание крови? Можно ли прерывать беременность, если она наступила в результате изнасилования?
Конечно, невозможно на эти и многие другие вопросы по биоэтике дать однозначные ответы. Но какие-то критерии в христианском отношении к ним всё же существуют. Отец Георгий поделился своим видением этих вопросов. Этика связана с понятием границ, поэтому так важно их верно расставить. Есть вещи, которые для верующего, очевидно, невозможны – например, аборт или искусственная инсеминация. Поэтому надо сначала отсечь то, что однозначно нельзя, а потом уже вести разговор о возможностях. В любом случае, следует учитывать важный принцип в вопросах биоэтики – христианину ничего нельзя делать любой ценой!
Многие проблемы в области биоэтики связаны с компромиссными решениями. Что такое компромисс в христианском понимании? Это то, что находится на грани добра и зла: это уже не добро, но ещё и не зло. Поэтому очень много зависит от веры человека, для чего он делает то или иное. Так, в случае ЭКО – это компромисс, а на компромисс церковь не должна давать своего благословения. С одной стороны, объективных критериев в решении этого вопроса не существует, с другой – нельзя смотреть на ситуацию из «общих соображений», т.к. в этом случае можно прийти к любой крайности.
Очень непростой вопрос – надо ли сообщать смертельно больному человеку его диагноз; кто и как должен это делать? Верующему человеку говорить об этом надо обязательно. Однако отец Георгий рекомендовал придерживаться при этом определённой субординации: дети, например, не должны об этом говорить родителям, т.к. тут возможны с их стороны легкомыслие или даже злорадство. Лучше, когда со смертельно больным разговаривает старший. Родители могут говорить детям правду о диагнозе, но делать это надо неформально, потому что дети, может быть, не знают, что такое смерть. Неверующему человеку во многих случаях говорить об этом вообще нецелесообразно, т.к. само неверие его убивает, и он может причинить себе зло.
На семинаре был затронут ещё один сложный вопрос о ситуациях, связанных с беременностью. Если беременность наступила в результате изнасилования или встает вопрос – либо жизнь матери, либо ребенка – может ли женщина её прервать? Однозначного ответа на этот вопрос также не существует. Сама женщина должна решать, что делать в этих случаях, но это тоже ситуация компромисса, выбора из двух зол, т.е. ситуация безблагодатная. «Лучше не попадать в такие ситуации, но если попали, нельзя отказываться от выбора, стараясь выбрать меньшее зло», – завершил обсуждение отец Георгий.
Планируется, что семинар по проблемам биоэтики с участием отца Георгия Кочеткова продолжит свою работу в следующем учебном году.