Физики и клирики искали Бога, человека и свободу
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/57f7dca6b09706488a8972a169fbd294c9eb742a/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-017-980x653.jpg)
За два с половиной часа ученым и богословам удалось в первом приближении договориться о понятиях.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c2ba9002183a4fcd1ed09cf93f1b3e8e0aa51738/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-103-980x654.jpg)
С определениями и в науке, и в богословии, все обстоит сложно. Даже определение массы (простой пример из школьной физики, предложенный доктором философских наук Григорием Гутнером) «осмысленнее давать не через совокупность свойств, а через множество вхождений этой величины в разные соотношения, совокупность ее отношений с другими характеристиками».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/2b5c69fce71f2082e39231e01a20af1c39a7aa01/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-076-980x654.jpg)
С Богом, человеком, свободой и даже такими вроде бы поддающимися научному изучению понятиями, как Вселенная, сознание, жизнь, оказалось еще сложнее: им вообще невозможно дать определение. В этом одинаково убеждены ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков и один из создателей современной космологии академик РАН Алексей Старобинский.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/a20514c70e5ad878a7f852d270063614143469e7/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-115-980x654.jpg)
– Говоря о свободе Бога и человека, мы вступаем в область некоторой неопределенности, даже неопределимости, – сказал отец Георгий. – Есть то, чему нельзя поставить логические объективные границы. Всякое определение Бога – ложно. Бог, Которого исповедует христианство, – это живой Бог, это Дух. И человеку, если вы его не придумали, вы никогда не дадите определения.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/056d66dff612f6b159560a914379c853e44146fc/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-127-980x654.jpg)
– Даже сознанию человека нельзя дать определение, поскольку это самая сложная система на своем уровне, и невозможно определить ее через более простые элементы, – сказал академик Старобинский. – И я согласен с вами, что Богу тоже нельзя дать определение, поскольку Он – самая сложная система на другом, еще более высоком уровне.
В то же время он напомнил, что в науке есть и другой способ познания:
– Мы можем не знать природу вещи, но наблюдать, как она себя проявляет. Очень многие вещи в физике только так и определяются. Но если говорить о Боге, то в чем еще, кроме действий людей, мы можем увидеть проявления Его свободы?
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/a596b91a5dfbbae360637d8659677ba599ce2de0/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-018-980x654.jpg)
– Когда вы говорите, что Бог – «бесконечно сложная система», можно ответить: и да, и нет, – сказал отец Георгий. – Мы были в восторге от вашей теории мультивселенных, потому что в этом больше правды, больше истины, больше многообразия, чем во всяком монизме. Бог творит все новое, сказано в Писании. Он не механизм, не античный бог, не демиург, который воспроизводит через большие или малые периоды одно и то же. Он никогда не повторяется. И Бог проявляется в том числе через эту бесконечную сложность мироздания. Хотя Сам Бог бесконечно прост, как любовь. Любовь бесконечно проста, но имеет очень сложные формы воплощения, неслучайно у каждого человека свой опыт любви.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ee54c8454f969fc401f0c6664955cf5879d40500/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-009-980x654.jpg)
– В Библии, в Ветхом завете, есть нечто похожее на определение Бога, – добавила заведующий кафедрой Священного писания и библейских дисциплин СФИ Лариса Мусина. – О Нем говорится, что Он «человеколюбив, милосерден, долготерпелив и многомилостив». Как видите, это «определение», в отличие от определений богов у других народов, говорит об отношении Бога к человеку.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/f5376cdc93d4260a6b2bc0244b8ac9e3479bff39/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-107-980x654.jpg)
С человеком дело обстоит не намного проще, чем с Богом. Хотя философские попытки дать определение человеку занимают целые тома, по выражению Григория Гутнера, «что-то с ними не то». Они все «хороши, но недостаточны». Человек, с которым мы сталкиваемся в жизни, – слишком конкретный, не абстрактный.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8b6e8ae4f4f0ac72f7e1d5f3edfd16cd874dec63/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-088-980x654.jpg)
Тем не менее, научный мир также не оставляет попытки познать человека.
Так, академик Старобинский рассказал, что ученые, опираясь на достижения нейрофизиологии последних лет, берутся решать, есть ли у конкретного человека сознание.
– Недавно вышла книга нидерландского нейробиолога Дика Свааба «Мы – это наш мозг», где проанализированы все участки мозга, описаны все патологии, которые возможны, если поврежден тот или иной его участок, – рассказала ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша доктор физико-математических наук Галина Шпатаковская. – Но где там человек, прочитавший всю эту книгу, как уложить конкретного человека в эту совершенно объективную картину человеческого мозга? Не могу согласиться с тем, что я – это только мой мозг, хотя книга очень интересная.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3e9dbc2342ea85be5e6941f4209c9f91b3f1a7cb/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-005-980x654.jpg)
– Если бы у нас было готовое определение человека, мы бы без проблем отвечали на вопросы об эвтаназии, об абортах, о разного рода биотехнологиях, у нас бы не было биоэтики как особой проблемной сферы, – сказал Григорий Гутнер. – Замечательное определение человека есть у Аристотеля, но если вы предложите его людям, которые занимаются с психическими инвалидами, – они вам скажут, что Аристотель безумец, потому что исходя из его определения это не люди.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/de219164dcc3a0ca513740bd91ce99793431778e/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-004-980x654.jpg)
Со свободой все еще труднее.
– Со схоластическим понятием «свободы воли» философы покончили довольно давно, – рассказал Григорий Гутнер. – В последний раз об этом писал, кажется, Декарт. А попытки понять и определить свободу, которые предпринимали Кант, Гегель, Маркс, хотя в чем-то и обогащают наше понимание, но не дают исчерпывающего определения. Просто тут как-то сложнее, чем с «массой».
Как и в физике, в богословии кое-что понять о свободе можно через то, в чем она проявляется (и в чем не проявляется).
– Если мы свободу связываем с Богом, с божественной Любовью и Светом, то все, что относится к области тьмы, мрака, зла, несовместимо со Свободой, – сказал отец Георгий. – А то, что в нашей жизни есть место тьме, понимает каждый здравомыслящий человек: он где-то совершил что-то не то, сказал кому-то ложь, кому-то позавидовал, не проявил верности в любви, что-то разрушил вместо того, чтобы созидать, – и это область тьмы, которая несовместима со Светом. В то же время человек, способный испытывать, например, благодарность не только к себе, обстоятельствам или близким людям, но и к Богу, уже близок к Нему, а значит и к Свободе.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5f7c1aaa91a80fcc240049f3a05ace71f82f1abd/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-121-980x654.jpg)
В каком-то смысле Бог, человек и их свобода оказались слишком конкретными для абстрактных научных и философских определений. В то же время отсутствие дефиниций вовсе не означает, что Бога, человека, мир, свободу нельзя познавать, а результаты этого познания – проверить на опыте.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c25419dd531fe1398426c311fd6c59a0a6545e68/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-097-980x654.jpg)
К постоянному составу «физиков и клириков» в этот раз присоединился ведущий научный сотрудник ФИАН им. А.П. Лебедева кандидат физико-математических наук Владимир Величанский, брат поэта Александра Величанского. Из постоянных участников были доктора физико-математических наук профессор Национального ядерного университета МИФИ Сергей Рубин, научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров; кандидаты физико-математических наук старший научный сотрудник ИЗМИРАН Евгений Иванов, доцент Московского государственного университета дизайна и технологии Борис Алиев, старший научный сотрудник ФИАН им. П.Н. Лебедева, преподаватель СФИ Максим Зельников; главный специалист НИЦ «Курчатовский институт» Сергей Неретин; первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, ученый секретарь СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский; заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ кандидат филологических наук Давид Гзгзян.
Среди тем, предложенных для обсуждения в следующий раз, – «Творчество в научных исследованиях», «Соотношение гуманизма и любви к Богу».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/989a0020ba6e03a992bca97270d9921711821260/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-006-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/7cfaf03c7a89024df20adc1913beff87eaeaa9e3/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-155-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8bba8d5af6506d21e1c5af3503c45bc4a7004400/2016-01-24%20%D0%A1%D0%A4%D0%98%20-%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-147-980x654.jpg)