«Церковь должна иметь доступ к своей традиции»
Один из потенциалов церковной жизни последних лет связан с развитием православного образования. В какой мере он реализован, каковы основные тенденции и что сегодня, на ваш взгляд, нужно делать в первую очередь?
Протоиерей Димитрий Лескин: Последние семь лет действительно ознаменовались совершенно новым этапом во взаимодействии государства, общества и церкви в системе образования, как среднего, так и высшего. Как практик этого направления могу сказать, что именно в последние годы в средней школе началась реализация эксперимента по основам православной культуры. Во многом это активно развивающееся направление стало возможным благодаря непосредственному участию Святейшего Патриарха, который не только всемерно поддержал эту идею, но даже внимательно редактировал главные учебные пособия по этому курсу. И хотя пока, к сожалению, эксперимент реализуется только в рамках четвертого класса, идет активная работа по расширению этого направления.
Что касается взаимодействия с высшей школой, то здесь, конечно же, уникальным явлением стало появление Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Это учебное заведение поствузовского образования смогло объединить блестящих специалистов в области богословия, церковной истории, религиозной философии и стать «мостиком взаимодействия» с одной стороны светской школы и с другой стороны традиционной системы духовного высшего образования и, конечно, формирующихся православных вузов, которых, увы, не так много у нас в стране. И, что очень важно, это учебное заведение дало нашим аспирантам возможность знакомиться с современной христианской богословской мыслью, в том числе инославной.
В целом же в том, что связано с системой высшего образования, остается много сложных вопросов. Тем не менее, один из важнейших шагов также уже сделан: духовные учебные заведения начали получать государственную аккредитацию и тем самым на равных входить в российскую систему высшего образования. Кроме того, пусть маленькими шагами, но происходит включение теологии в число полноценных научных областей, специалисты которых могут получать ученые степени, признаваемые государством. Чтобы окончательно решить этот вопрос, нам еще предстоит сформировать и, главное, утвердить в ВАК диссертационные и экспертные советы по теологии; этим сейчас при непосредственном внимании Святейшего Патриарха занимается церковно-научное сообщество.
Лариса Мусина: Духовное и богословское образование остро нуждается в повышении качества – этот процесс должен постоянно происходить в нашей церкви. Без этого церковь не только не может существовать в обществе – она не может адекватно существовать и внутри своей собственной традиции. Такое образование прежде всего необходимо, чтобы восстановить в России полнокровную церковную жизнь после того разрыва, который произошел в ней в ХХ веке.
После окончания советского периода восстановление церкви шло, если можно так выразиться, экстенсивным путем – через появление большого количества действующих храмов, увеличение возможности участия людей в церковных таинствах и богослужениях, рост численности священнослужителей и расширение их присутствия в различных сферах общественной жизни. Эти процессы, думается, еще будут продолжаться, но в целом потенциал такого развития, вероятно, уже близок к своему естественному пределу. Однако еще в очень малой степени раскрыт потенциал качества христианской жизни, содержащийся в Божьем даре во Христе, которым обладает церковь и который кроется в ее предании. Кроме того, ведь и до 1917 года образованные люди в церкви составляли далеко не большинство, хотя тогда запрос на оживление и обновление церковной жизни звучал все громче.
Недостаточное знание православной традиции сегодня ведет к тому, что в жизни церкви с легкостью и надолго приживаются искажения. Основное число церковного народа в современной России – это лично обратившиеся люди, которые не имели возможности получить необходимого научения вере, молитве и жизни. Это касается не только мирян, но часто и священнослужителей. Однако ведь надо, чтобы еще было кому научить! Необходимо набрать в церкви «критическую массу» образованных людей, притом образованных не в общем смысле, а именно церковно образованных. Необходимо, чтобы были серьезные книги по церковной истории, богословию, литургике, библеистике – не только сочинения дореволюционных поколений и не только те немногочисленные и нередко случайно попавшие к нам переводные работы из-за рубежа, которыми располагает церковь сегодня. По-настоящему качественные труды наших современных церковных ученых всё-таки еще довольно редки.
Церковь, в чьем духовном наследии заключена огромная сила, чье предание связано с тончайшими и глубочайшими смыслами, во многом составившими фундамент европейской мысли и культуры, сама должна иметь доступ к тому, чем она обладает. Кроме того, если говорить о христианской культуре в узком смысле, культура – важный инструмент взаимодействия церкви с обществом, и это взаимодействие во многом страдает от того, что в обществе бытует извращенное представление о церковном наследии, гуляют какие-то примитивные мифы и глупые суеверия, которым до сих пор трудно что-то всерьез противопоставить. Поэтому усилия и любые шаги в направлении повышения качества богословского образования, в том числе высшего, заслуживают одобрения и поддержки.