Человек как усилие
Человек
Отвечая на вопрос о наиболее горячей теме современного богословия, многие участники встречи в Бозе говорили о человеке, о христианской антропологии. Именно в этой «точке» богословие перестаёт быть только умозрением или обращением в святоотеческое прошлое и соприкасается с реальной жизнью церкви и мира.
«Что есть человек? Каково его место в мире? В обществе актуальность этих вопросов связана с тем, что они имеют отношение к проблемам брака, пола, идентичности, – говорит епископ Сакраментский, викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ Ириней (Стинберг). – Человек находится в центре богословия для нас, православных христиан. В нашем понимании вопрос “кто есть человек?” связан с вопросом и о том, кто такой Бог».
Называя догматику «скорее инструментом для лучшего понимания Бога», владыка Ириней среди актуальных богословских тем отмечает экологию, а также отношение к людям из других социальных групп, культурных традиций, конфессий.
Почетный профессор Фессалоникийского университета имени Аристотеля Петрос Василиадис также считает, что сегодня акцент в богословии сместился на антропологию. В частности, он отмечает растущую актуальность вопроса о служении женщин в церкви. «Сейчас достаточно хорошо исследована роль женщин в жизни раннехристианских общин: она была настолько важна, что имела даже серьезное литургическое выражение. Мы не можем и не должны принижать ее сейчас», – говорит профессор Василиадис, сторонник возрождения чина дьяконисс в современном православии.
Христианская антропология выводит богословие на самые острые вопросы жизни: общения, творчества, свободы, отношений мужчин и женщин. «Например, секулярный взгляд предполагает, что пол можно рассматривать не как что-то заданное при рождении или данное Богом, а как некую конструкцию, и следовательно, он может быть изменен», – говорит профессор Василиадис.
Сегодня богословам в первую очередь следует обратить внимание на вопрос о человеческой личности, не боясь кому-то показаться нетолерантными или неправославными и помня о незавершенности и новизне Божьего откровения. «Даже среди святых отцов были разные взгляды на то, кто такой человек, – напоминает Петрос Василиадис. – Нам важно увидеть, что человечность в человеке не статична, она раскрывается вместе с его духовными усилиями, с изменением его ценностей. Когда мы говорим, что созданы по образу и по подобию Божьему, это значит, что мы можем стать подобными Богу и постепенно обрести свою подлинную человечность. Это не то, что дано, но то, что еще нужно искать, за что нужно побороться».
«В этой связи важен и вопрос о том, что мы называем духовностью, – считает профессор Василиадис. – То, что понимает секулярный мир, или что-то имеющее отношение к Святому Духу – харизму, дар, призвание? Надо помнить, что христианское откровение не противопоставляет духовность телесности или историческому бытию».
Встреча и общение
Упуская то, что Господь сегодня открывает церкви, современные христиане рискуют не исполнить свое служение Богу и ближнему, оказаться позади развития общества, стать «солью обуянной». Одна из основных причин этому – что христиане разучились жить в общении и часто не достигают согласия между собой ни в жизни, ни в богословских воззрениях.
Профессор Себастьян Брок, член Британской академии, крупнейший сиролог, научный консультант и участник диалога с нехалкидонскими церквами, считает, что сегодня должен измениться сам подход к преодолению догматических разногласий. В частности, он назвал «ошибочным ожидание единой вероучительной формулировки, будь то халкидонский догмат или какой бы то ни было еще». «Чего на самом деле следует искать – это согласия в том, что несколько различных догматических утверждений о Христе могут быть одновременно верными, – говорит богослов. – В конце концов нужно признать, что тайну боговоплощения невозможно исчерпывающе точно описать на человеческом языке».
Протоиерей Джон Эриксон, бывший декан Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, размышляя о перспективах православного богословия, также делает ставку на углубление общения в церкви, которое «поможет преодолеть искушение разделений и даст больше возможностей для встречи и узнавания друг друга».
«Я думаю, это важно и в образовании, которое также не должно сводиться лишь к подготовке в области академического богословия, изучению Священного писания, богослужения и даже церковной проповеди, – говорит отец Джон. – Богословское образование должно быть укорененным в церковной жизни диалогом разных школ и традиций, а не просто формировать “богословские секты”, растущие независимо друг от друга».
Для молодежи, считает отец Джон, очень важно быть вовлечёнными в церковную жизнь. Нужно, чтобы у человека был опыт общения с людьми, которые имеют или могут меньше, чем он, и опыт помощи им, в которой есть измерение реальной заботы. «В молодости мне доставляло огромное удовольствие читать слепым или слабовидящим людям, – рассказывает он. – Я вообще любил читать книги, но главная радость заключается в том, что ты можешь принести радость в жизнь другого. Этот опыт может принимать разные формы, он необходим как воздух, особенно для молодого человека».
Также по мнению отца Джона Эриксона, разработчика концепции крещальной экклезиологии, сегодня принципиально важно обратить внимание на то, как мы понимаем крещение, вхождение в Церковь. «Крещение предполагает определенную подготовку – не просто изучение вероучительных основ, но включение человека в жизнь реального церковного сообщества, – говорит он. – Крестные-поручители нужны не для того, чтобы потом было кому позаботиться о ребенке. Их традиционный смысл в том, чтобы человек, имеющий церковный опыт, помог выбравшему христианский путь и готовящемуся к крещению полностью переориентировать свою жизнь». Также отец Джон подчеркивает, что крещение не должно восприниматься как индивидуальный опыт, но как включение в христианскую общину.
Церковь
Идет ли речь о крещении, евхаристии или других таинствах Церкви, они связаны с ее служением, которое «всегда было в том, чтобы помогать людям умереть – взять свой крест, то есть умереть для себя и обрести возможность жить для других», считает нынешний декан Свято-Владимирской православной семинарии протоиерей Джон Бэр. «Церкви, особенно церкви как структуре, не просто это признавать, поскольку очень часто мы сосредоточены на житейском, – говорит он. – Церковную жизнь очень легко превратить, например, в социальную работу. Да, нужно помогать бездомным и бедным, но все-таки это не самоцель. Цель в том, чтобы войти в иную жизнь, которую Христос предлагает нам».
«Всегда необходимо свидетельство других, чтобы понять, что эта иная жизнь существует, – считает отец Джон. – В древней церкви такое свидетельство приносили мученики. В последующие века, после императора Константина, это служение взяло на себя монашеское движение. Но наша современная ситуация не похожа ни на один из предыдущих периодов и требует своего ответа».
«Рассудительность и христианская жизнь» – так назывался ежегодный симпозиум по православной духовности в монастыре Бозе, прошедший 5-8 сентября 2018 года. Встреча собрала более 200 человек из 32 стран. Свято-Филаретовский православно-христианский институт и Преображенское братство представляли президент Культурно-просветительского центра «Преображение» Алексей Наумов, проректор СФИ Марина Наумова и пресс-секретарь СФИ Софья Андросенко.