Перейти к основному содержимому
Евгения Парфенова
Свято-Филаретовский институт

Деятельность прот. Николая Буткина по созданию братства во имя прав. Симеона Верхотурского в г. Шадринске в 1918-1926 годы

Доклад на XXII Сретенских чтениях
Прот. Николай Буткин (1882-1937), просветитель, проповедник, пастырь, один из активных участников братства Святого Симеона Верхотурского (г. Екатеринбург), член общества Милосердия и проповеднического комитета в г. Екатеринбурге.

Свое служение начал в 1907 г. священником в Екатеринбургской епархии, а в 1916 г. в г. Шадринске был возведен в сан протоиерея. Его жизненный путь окончился мученической кончиной в 1937 г. в Уфе, где был расстрелян по постановлению тройки НКВД БАССР от 21.11.1937 г.

Его духовное наследие включает богословские статьи, тексты проповедей, опубликованные на страницах Екатеринбургских епархиальных ведомостей (ЕЕВ) в период 1909-1916 гг.1; дневниковые записи и рукописные автобиографические романы2

Братство как воплощение Евангельской жизни

Свящ. Николай Буткин как и многие неравнодушные пастыри3, неоднократно выступал в публичном пространстве с идеей о необходимости возрождения прихода как первейшем условии возрождения всей церковной жизни. При этом считал созидание живых братских отношений основанием для возрождения прихода, а также создание в нем такой среды, которая могла содействовать дальнейшему духовному росту прихожан и обретению церковного дела: «Долг церкви дать для живых стремлений личности возможность осуществиться, чтобы они не глохли, но росли, имея под руками реальные условия для практического приложения»4.

Заметим, что мысли о возрождении братских отношений на приходе, высказанные свящ. Николаем Буткиным на страницах ЕЕВ, так и не смогли найти своего воплощения в рамках приходов г. Екатеринбурга. И только, ответственность за приход Спасо-Преображенского собора г. Шадринска в качестве настоятеля в 1916 г., помогла прот. Николаю Буткину5 реализовать «заветные мечты» о создании братства. Этому послужило давно вызревавшее в нем сердечное желание «организовать людей во имя Христово»6.

Свящ. Николай Буткин сам являлся активным членом приходского Симеоновского братства, но оставался неудовлетворенным до конца его деятельностью. Свой идеал братской жизни он связывал не просто с определенной деятельностью братства как социально-благотворительной организации, а с тем, чтобы братство было живым организмом, в котором воплощено Евангельское слово. Поэтому он считал, что в «системе всей церковной деятельности должен царить дух братской любви»7.

Заметим, что материалов о создании и деятельности Симеоновского братства (далее по тексту Братство) в г. Шадринске сохранилось немного. В их числе: автобиографические рукописи «Детская экскурсия»8, «Виноградари»9; публикации в местных газетах «Исеть», «Народная газета»10 за 1917- 1919 гг., а также документ о закрытии братства11.

1. Причины и мотивы создания Братства

В автобиографической рукописи «Виноградари» прот. Николай Буткин так объясняет причину, побудившую его к созданию братства.

«Грустно было о. Григорию12 видеть, что православие отмирало как бы вместе с царской государственностью. Можно ли с этим мириться? Нет, он верил искренно. Бессилие наличной церковности толкало его мысль искать в христианстве того нового, на чём бы могло успокоиться сердце. Он лелеял мечту не о собирании распавшегося общества или оживлении государства. Его вера звала к разрыву с миром и к организованности верующих на основе любви ради спасения. Только в этом повороте от культа к жизни по стопам Христа, да не в одиночку, а вместе, в братском союзе, видел он возрождение истинного христианства»13.

На основании имеющихся источников мы можем выделить несколько побудительных мотивов, которые привели прот. Николая Буткина к созданию Братства:

  • невозможность для человека спасения в одиночку, так как «личность одинокая обречена на плен мирской стихии»14;
  • губительность одиночества для людей в мире, большое количество одиноких, брошенных людей на приходе и в мире, нуждающихся в братском общении и поддержке;
  • отсутствие церковного служения в среде прихожан, поэтому считал необходимым «дать дело каждому как рабу в доме Господнем»15.

Своими аргументами в пользу создания братства прот. Николай Буткин открыто поделился со слушателями в лекции «Религия и жизнь», подчеркнув, что «своих грешников она [Церковь] не отметает, а возрождает. Ищите же этого возрождения в братском служении Любви Христовой»16.

Таким образом, прот. Николай Буткин связывал с созиданием приходского Братства единственную возможность для возрождения церковной жизни и человека.

2. Этапы создания и становления Симеоновского братства

Созданию Братства при Спасо-Преображенском соборе г. Шадринска, как следует из указанных выше источников, предшествовало, несколько событий:

- собирание детей на приходе;

- мистическое откровение прот. Николаю Буткину во сне;

- чтение прот. Николаем Буткиным лекции «Религия и жизнь» в местном клубе.

Прот. Николай Буткин вспоминал в рукописи «Виноградари», что он долго размышлял с чего начать возрождать жизнь на приходе своего храма. Думал прежде всего о бедных и страждущих, но Господь ему послал «наушение»17 свыше  – начать с собирания детей. В одно из воскресений прот. Николай провел с прихожанами беседу на тему «Церковь и дети», показав, по его собственным словам, на «большом литературном материале драму детей, которых бьют по привычке, по злобе, не зная, на ком ее излить, по дикости нрава»18. В результате люди откликнулись на призыв настоятеля и в храме было создано несколько возрастных групп детей: от 6-8 лет (14 детей); от 9-11 лет (48 детей); от 12-13 лет (36 детей).

Детьми занимались наставницы, которые поили детей чаем и проводили с ними различные беседы. Эти сведения подтверждаются сообщениями местной прессы. Например, о том, что прот. Николай Буткин проводил беседы с детьми «на тему о Христе и крестном знамении, а после беседы поил чаем с хлебом»19.

В рукописи сохранились записи из журнала20, которые вели наставницы групп. Эти записи позволяют выделить принцип, положенный прот. Николаем Буткиным в основу воцерковления детей: «сначала любовь, а потом занятия»21. Он писал: «Дети сподобляются крещения, воцерковления, причащения Св. Тайн Господних, а по мере роста сознания – и оглашения в учении Евангелия. Но без живой любви к детям со стороны верующих, благодать Церкви остается только символом»22. При этом подчеркивал, что дети должны себя чувствовать не на уроке, а на задушевной беседе, «развивающей в них вкус к церковной жизни»23.

Таким образом, прот. Николай сумел привлечь внимание многих прихожан к проблеме детей, дав им возможность не только послужить на приходе, но и обрести общение друг с другом. Тем самым, была подготовлена почва для создания на приходе братства.

Далее, следуя воспоминаниям прот. Николая Буткина в рукописи «Виноградари», ему было во сне мистическое откровение, которое стало последним толчком к созданию братства. Он принимает решение прочитать в городском клубе лекцию о церковном братстве. Лекция называлась «Религия и жизнь» и была прочитана на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Лекция имела большой резонанс в городе, люди приходили с благодарностью к прот. Николаю домой и предлагали свою помощь на приходе. Прот. Николай Буткин в рукописи засвидетельствовал случай, когда много лет не живший церковной жизнью человек, после лекции пришел к нему с покаянием и желанием послужить делу братства24.

Открытие приходского Братства состоялось 31 декабря 1918 г. в Спасо - Преображенском соборе после торжественного молебствия25. Народная газета сообщала, что «Братство ставит своей задачей объединение верующих около церкви и поднятие веры в людях до степени сознательной, действенной. Устав Братства утвержден преосв. Екатеринбуржским Григорием. Вновь открытое Шадринское Братство является одним из первых приходских Братств; до сего времени было открыто несколько Епархиальных Братств, объединяющих верующих епархии. Названо оно Симеоновским в честь св. Симеона Верхотурского Чудотворца. В день открытия записалось в него членами 68 человек»26.

3. Принципы жизни Братства

Устава братства в документальном виде не сохранилось. Но есть два источника, которые дают достаточно полную картину об истории создания Устава и его основных положениях. В первом источнике – рукописи «Обреченные»27, мы находим художественный рассказ о том, как в атмосфере дружеского обсуждения создавался Устав Братства.

Согласно рассказу прот. Николая Буткина в Уставе Братства было три приоритета братской жизни:

  • труд на братию, как «жертва любви и смирения общему делу»28;
  • милосердие;
  • молитва.

Кроме того, помимо заявленных приоритетов жизни Братства, прот. Николай, дает дополнительные пояснения, касающиеся некоторых принципов устроения братской жизни. В том числе, отметим следующие принципы:

  • проводилась идея Любви и подчинение личных точек зрения общественным тенденциям29;
  • главным мотивом к благотворению выставлялось не ожидание награды и личное спасение, а мысль о завещанной Христом борьбе со страданьями ради наступления Царства Божия30;
  •  в отношении молитвы Устав отражал мысль, «хорошо выраженную, старцем Серафимом Саровским, что «Господи помилуй», сказанное в общении с братией, стоит целого правила наедине, у себя в келье»31.  

    4. Направления деятельности Братства

Симеоновское братство в г. Шадринске, как следует из имеющихся источников, не имело каких-то специальных задач при создании. В документе Шадринского Окружного Исполнительного Комитета о закрытии братства в 1926 г.32 мы находим ссылки на Устав Братства, в том числе его цели и задачи. «Братство ставит своей задачей поднятие религиозного настроения в приходской общине Спасо-Преображенского Собора и с этой целью объединяет и организует тех прихожан, которые желают потрудиться для Бога и ближних и надеются в живом единении укрепить свою веру и христианское настроение»33.

Отмечено также, что деятельность Братства и служение его членов проявляются: а) в деле проповеди Евангелия и религиозно-нравственного просвещения совместно и под руководством приходского пастыря в приходском храме; б) в братской взаимопомощи и благотворительности; в) в попечении о благолепии храма и поддержании на должной высоте церковной службы»34.

Из рассматриваемых нами источников известно, что Братству был выделен надел земли для огорода35, которым по преимуществу занималась мужская часть прихожан. Огород был благотворительным делом Братства, урожай с него распределялся между беднотой и малоимущими членами Братства.

4.1. Братская экскурсия с детьми в Далматовский монастырь

Одним из самых запоминающихся событий жизни Братства стало экскурсия с детьми в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь (50 км от г. Шадринска) в июне 1919 г. Эта экскурсия подробно описана прот. Николаем Буткиным в рукописи «Детская экскурсия»36 и представляет собой живой рассказ, насыщенный духовными размышлениями на тему воцерковления детей. Это удивительное событие осталось в памяти жителей Шадринска на долгие годы и было освещено в местной прессе37. Важно отметить, что экскурсия с детьми происходила в очень тяжелое для Шадринска время – война, голод, практически в черте города происходили кровавые расправы (самосуд) после очередной смены власти38.

Обращает на себя внимание тот факт, что прот. Николай Буткин намеренно назвал путешествие с детьми экскурсией, а не паломничеством, не желая придавать специфически церковный характер этому делу. В это трудное время он предоставил детям из различных слоев населения уникальную возможность приобщиться не только красоте Божьего творения, но и красоте человеческих отношений. Экскурсия тщательно готовилась, к ее организации были привлечены не только братчики, но и горожане, в том числе благотворители и жертвователи. Здесь еще раз отметим такое ценное качество прот. Николая, как умение объединять людей, собирать вместе церковных и нецерковных людей для благородного, общественно значимого дела.

1 июня 1919 года 287 человек детей39 в сопровождении большого количества взрослых вышли из города. Усилиями прот. Николая и братчиков экскурсия была организована с огромной любовью к детям и обставлена с огромной торжественностью и праздничностью.

Примечательны слова прот. Николая Буткина, которые он произнес, обращаясь к детям, перед тем, как возвращаться домой из Далматовского монастыря: «Погостили, отдохнули в монастыре и со Христом Господом оживили свой союз. Теперь на расставание, поклонитесь святым храмам и пусть у каждого из вас, как и у меня, на веки запечатлеются в душе эти стены кремля и церкви, сверкающие белизной как сладкое видение Неба!»40.

На протяжении всего пути следования детей и братчиков радостно встречали жители населенных пунктов, предоставляли ночлег и скромное угощение. Возвращение детей из этого путешествия превратилось в настоящий триумф, так как по просьбе местных жителей они обошли все населенные пункты на другом берегу р. Исеть и были радостно ими встречены.

Таким образом, экскурсия имела огромное миссионерское значение, собирая в это тяжелое время на благое дело не только братчиков и детей, которые в ней участвовали, но и население Шадринска и его окрестностей.

4.2. Жизнь и служение братчиков на приходе Спасо-Преображенского собора

По воспоминаниям прихожан Спасо - Преображенского собора и сохранившимся фотографиям известно, что братчики вместе готовились к церковным праздникам, украшали храм, участвовали в богослужении. Но документальных подтверждений этому, кроме фотоматериалов, не сохранилось, также как и материалов об участии братчиков в противостоянии советской власти. Обращают на себя внимание несколько фотографий, по всей видимости, пасхального убранства храма, с любовью и изяществом выполненные прихожанами.

Не имея специальных целей и задач при создании, кроме традиционных, Братство имело важное значение для церковной и общественной жизни города. Во время хаоса, кровопролития, политической и экономической нестабильности Братство стало для верующих людей возможностью настоящего единства во Христе, молитвенной поддержки друг друга и человеческой взаимопомощи. В исторической ситуации полного обесценивания человеческой жизни атмосфера просвещения, любви и красоты в Братстве поддерживала стремление людей к личностному росту и сохранению человеческого достоинства. Поэтому, несмотря на свою малочисленность, Братство оказывало определенное влияние на церковно-общественную жизнь города Шадринска, предоставляя людям возможности духовно-нравственного просвещения и благотворительной поддержки.

5. Закрытие Братства

Братство было закрыто в 1926 г. Постановлением Окружного Административного Отдела от 22.02. 1926 г. в связи с запретом осуществлять религиозную деятельность, в т.ч. благотворительную, в советском государстве согласно декрету «Об отделении церкви от государства»41.

Заключение

Братство в Шадринске стало естественным продолжением усилий прот. Николая Буткина по оживлению, возрождению церковной жизни в рамках прихода с приоритетом на богослужебной стороне жизни и вопросах просвещения, в том числе детей. Прот. Николай в Симеоновском братстве г. Шадринска пытался реализовать жертвенное служение прихожан Богу и ближнему. Верил в то, что это был единственный путь к возрождению личности человека, преодолению им одиночества и притяжения мира. Это впрямую могло послужить делу возрождения церкви и общества.

Братство он созидал по образу первохристианской апостольской общины, ставя превыше всего общение братьев во Христе, совместную жизнь и служение во благо Церкви.

Экклезиологические взгляды прот. Николая Буткина, а также его пастырская практика позволяют нам сделать вывод о том, что он был приверженцем поместно-приходской экклезиологии. Поэтому собирание Братства не мыслил вне конкретного прихода. При этом в Братстве были внехрамовые формы жизни и служения, такие как просветительские беседы, благотворительные работы на огороде и пр.

Исследованные источники свидетельствуют о том, что прот. Николай Буткин делал постоянные усилия к собиранию людей на приходе, а также занимался просветительской работой вне храма. Стремление к единству и полноте общения во Христе, личностная ответственность за церковную жизнь, братская поддержка и помощь в церковных служениях позволяют нам охарактеризовать это как соборные начала жизни.

В фактах жизни братчиков и деятельности Симеоновского братства мы можем проследить миссионерскую открытость и направленность в отношении городского населения, а также систематические усилия по воцерковлению детей. В основании этих усилий был положен принцип сострадательной любви к миру. 

_____________ 

1 За период с 1909 по 1916 гг. в ЕЕВ было сделано около 30 публикаций Н. Буткина, в их числе – доклады и лекции, прочитанные в публичных собраниях, а также на заседании Проповеднического комитета, пастырских собраниях, заседании общества Милосердия, беседы и слова по случаю церковных праздников и значимых дат.

2 В качестве духовного (богословского) наследия прот. Н. Буткина, кроме упомянутых публикаций в ЕЕВ, мы можем рассматривать и десять рукописных тетрадей (более 1000 листов), в т.ч. содержащие автобиографические романы, обнаруженные в 2011 г. сотрудниками ОГАЧО в следственном деле Зинаиды Ивановой; а также открытые письма, которые он выпускал в Уфе. См. ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VI. Письма о вере I-X. Л. 1-99. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой.

3 Об этом писали сщмч. Анатолий Жураковский, сщмч. Сергий Мечев, еп. Макарий (Опоцкий), сщмч. Серафим (Чичагов) и др.

4 Там же.

5 Свящ. Николай Буткин был возведен в сан протоиерея 18 августа 1916 г. Хиротонию совершал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников). См. ЕЕВ. 1916. Неофиц. Отдел. № 35. С. 760-762.

6 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VIII. Виноградари. Сеятель Л. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 4.

7 См. Буткин Н., свящ. Путь исповедничества // ЕЕВ. 1909. Отдел неофиц. № 13-14. С. 177.

8 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь X. Детская экскурсия. Л. 1-66. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой.

9 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VIII. Виноградари. Сеятель Л. 1-84. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой.

10 Открытие приходского Братства // Народная газета.1919. № 4. 5 января и другие.

11 Ф 209. Оп 1. Ед. хр. 318. Лл. 75. Постановление Окружного Административного Отдела от 22.02. 1926 г. о закрытии Симеоновского братства.

12 Прот. Николай Буткин пишет о себе в рукописи в третьем лице, как об о. Григории Загуменных.

13 Там же.

14 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VIII. Виноградари. Сеятель. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 28.

15 Там же. С. 23.

16 Там же. С. 26.

17 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VIII. Виноградари. Сеятель. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 10.

18 См. ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VIII. Виноградари. Сеятель. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 10.

19 Деятельность приходского соборного братства // Народная газета.1919. № 9. 19 января.

20 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VIII. Виноградари. Сеятель. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 16-18.

21 Там же. Л. 18.

22 Там же. Л. 11.

23 Там же.

24 См. Там же. Л. 28.

25 Открытию Братства предшествовали следующие исторические события. В конце января 1918 года в Шадринске и уезде была установлена Советская власть, избраны органы управления. В июне 1918 года власть в Шадринском уезде снова сменилась. Все восемь церквей г. Шадринска перезвоном утверждали победу над большевиками-комиссарами. Временное Сибирское правительство и адмирал Колчак установили здесь свою диктатуру, отменив все декреты Советской власти. См. Сычева Е. Н. Священник Николай Буткин. Режим доступа: http://togeo.ru/main/kraevedmuseikungur/science/gribushinskie-thesis/book7/chapter-07.html (дата обращения: 27.03.2013).

26 Открытие приходского Братства // Народная газета. 1919. № 4. 5 января.

27 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь IX. Виноградари. Обреченные. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 1-97.

28 Там же. Л. 49.

29 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь IX. Виноградари. Обреченные. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 49.

30 Там же.

31 Там же.

32 ГАШ. Ф 209. Оп 1. Ед. хр. 318. Л. 75. Постановление Окружного Административного Отдела от 22.02. 1926 г. о закрытии Симеоновского братства.

33 Там же.

34 Там же.

35 См. Братский огород. Паломничество // Народная газета.1919. № 102. 16 мая.

36 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь X. Детская экскурсия. Л. 1-66. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой.

37 См. Паломничество // Народная газета.1919. № 102. 16 мая.; Возвращение // Народная газета.1919. № 128. 20 июня.

38 См. Пашков А. Батурина-Батуринское. Священнический род Капустиных. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2004. С. 202.

39 Такое количество приводит в своей рукописи прот. Николай Буткин. См. ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь X. Детская экскурсия. Л. 20. В Народной газете в заметке о возвращении паломников говорится о том, что в паломничестве участвовало до 800 человек. См. Возвращение // Народная газета.1919. № 128. 20 июня.

40 ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь X. Детская экскурсия. Л. 32.

41 ГАШ. Ф 209. Оп 1. Ед. хр. 318. Л. 75. Постановление Окружного Административного Отдела от 22.02. 1926 г. о закрытии Симеоновского братства.