Перейти к основному содержимому
Сергей Тимонин
Царицынский православный университет (Волгоград)

Церковная история станицы Пятиизбянской

Доклад на XXII Сретенских чтениях
В последнее время в научной среде возрастает интерес к изучению так называемой региональной истории. Полученные данные в ходе такого исследования позволяют лучше понять повседневную жизнь простых жителей, приблизиться к их восприятию окружающего мира.

К сожалению, это восприятие не всегда правильно отражается в источниках, зачастую обобщающих какие-либо общественно-исторические явления в прошлом.

Церковная история Донской области изучена только в границах станиц, являющихся самыми большими центрами христианской жизни. Станицы Усть-Медведицкая, Урюпинская, Старочеркасская, город Новочеркасск. Часто в юртах этих станиц находились монастыри. Данная заметка расскажет о церковной истории станицы Пятиизбянской, т. к. ее история крайне мало изучена.

Сама Пятиизбянская станица, по имеющимся в науке источникам существовала уже в XVII веке. Вероятно, церковная жизнь в ней зародилась тогда же. К XIX веку в станице насчитывалось до 250 дворов с населением более 1000 человек1. Известно, что подавляющее большинство населения Пятиизбянской со всеми хуторами, которых насчитывалось боле 30, являлось раскольниками различного толка. В нашей заметке мы в отдельности расскажем о истории православия и старообрядчества в ст. Пятиизбянской.

Для удовлетворения религиозных потребностей населения станицы был построен храм в честь свт. Николая Чудотворца. Первые упоминания о нём датируются 1740 годом2, тогда эта территория находилось под Черкасским духовным правлением Воронежских и Черкасских епископов. Изначально храм был деревянный, в последствии каменный.

В 1764 году святитель Тихон (Соколов) (ныне прославленный свт. Тихон Задонский чудотворец) из Воронежа послал священника Бажанова для обозрения Донских церквей. О Пятиизбянской церкви и её священниках этот священник писал так: «На престоле крест серебряный почернел, запасных св. таин несколько частиц в дароносице … на жертвеннике одежды и метон под святым потиром ветхие, образы писаны в благословенных ручках двоепёрстным сложением, у священников новых заветов не имеется»3.

В последствии храм два раза сгорал до основания. И только в 1819 году епископ Воронежский и Черкасский Епифаний (Канивецкий) выдал станичникам грамоту с разрешением строить в Пятиизбянской станице церковь новую, каменную, на месте обветшалой деревянной. Она была построена и освящена в 1830 году 11 марта4.

В XIX веке храму принадлежало два здания. Деревянный дом на приходской площади и церковная сторожка. При храме существовало церковно-приходское попечительство и Пятиизбянское Николаевское церковно-противораскольническое братство5. Подобные братства учреждались повсеместно на территории Донской епархии в связи с большим раскольническим движением. Большинство настоятелей храма с полной отдачей трудились на благо Церкви и отечества. Священство вело активную миссионерскую и просветительскую деятельность.

Через 55 лет после освящения храм вместе с прихрамовой территорией требовали ремонта. В связи с этим на станичном собрании Пятиизбянской станицы было принято решение о найме рабочих, но в станичной казне средств на это не нашлось, поэтому на ремонтные работы пришлось жертвовать самим прихожанам. 1800 руб. пожертвовал сотник Матвей Курнаков и 300 руб. девица Мария Кузнецова6.

Во время гражданской войны храм был сильно повреждён снарядами красногвардейцев, об этом писал 24 сентября 1918 года настоятель храма священник Кирилл Гаврилов в своем прошении Митрофану, архиепископу Донскому и Черкасскому. Отец Кирилл просил выделить 7000 руб. на ремонт храма и по возможности перевести его на другой приход, более удаленный от боевых действий7. Этот же священник постфактум писал в опросном листе особой комиссии по расследованию злодеяния большевиков в Донской области о том, что в 1919 году, когда станицей владели красные никто из духовенства, не подвергался пыткам или преследованию, однако было украдено личное имущество настоятеля храма на сумму 2520 руб.8

В советское время государство вело активную антицерковную деятельность, закрывало храмы и монастыри, часть были разрушены. Фабриковались уголовные дела на лиц духовного звания и просто верующих, людей сажали в тюрьмы, концлагеря и расстреливали. Естественно эта волна красного террора не обошла стороной и православный храм в ст. Пятиизбянской. 25 апреля 1932 года президиум Сталинградского облисполкома утверждает ходатайство Калачевского райисполкома о закрытии Никольского храма. В те же 30-е годы ХХ века церковь свт. Николая Чудотворца в ст. Пятиизбянской была разрушена. Из воспоминаний В. С. Кубанцевой (старожила ст. Пятиизбянской): «Местные жители со слезами на глазах и болью в сердце смотрели как тракторами пытались разрушить каменную церковь. Но кладка была очень крепкой, и тракторам эта задача оказалась не под силу. Под стены церкви заложили динамит и взорвали».

В настоящее время в станице Пятиизбянской храма нет. То место, где когда-то над Доном красовалась церковь, затоплено водой после 1952 года, когда был построен и открыт Волго-Донской судоходный канал.

За неимением достаточного количества источников о истории старообрядчества в ст. Пятиизбянской мы не имеем возможности описать историю этого явления также детально, как и православную историю. Однако можно затронуть несколько общих моментов.

На основании отчетов окружных миссионеров Донской епархии можно сделать вывод, что раскол к концу XIX века в станице все более упразднялся в среде верующих9. Большинство мирян держалось раскола лишь из боязни осуждения станичников старообрядцев. Это чувствовали и раскольнические власти, для предотвращения перехода своих чад в православие придумывались изощренные меры удержания их. Пастыри раскольников сами уклонялись от собеседований с православными миссионерами, строго запрещали это и пасомым. Приравнивали перешедших в православную церковь к язычникам, гнушались с ними есть за одним столом и общаться на религиозные темы. Провинившихся в этом подвергали тяжелой епитимьи. Однако и этих мер оказалось мало, поэтому в 1882 году ревностные старообрядцы со своим лжеепископом Силуаном (казак ст. Есауловской Стефан Петров Морозов) во главе, задумали устроить в юрту станицы монастырь, который служил бы рассадником раскольнических заблуждений.

Монастырь решили строить близ Пятиизбянской, в балке Пятинской. В том же году «освятили» заранее купленное место. К концу года лжееп. Силуан отправил в новый монастырь своего протеже лжеиром. Климента (казак ст. Пятиизбянской Кирилл Никитин Симеонов) для устройства обители.

15 августа 1883 года лжеепископ освятил уже новую постройку не малой величины, в которую входил и храм. На это событие собралось до 5000 человек. Таких торжеств на то время нигде не устраивалось, поэтому об этом было доложено окружному начальству. Усть-Медведицкий Окружной Суд привлек к ответственности раскольников, лжееп. Силуан и ряд других раскольников были осуждены на восемь месяцев лишения свободы, а раскольничьи постройки приказано сломать и продать на аукционе10.

Также зимой 10 и 11 февраля 1887 года в хуторе Калаче ст. Пятиизбянской состоялись две публичные беседы со старообрядцами, проходили они в здании местного приходского училища. На эти беседы съехалось до 1000 человек с обеих сторон.

Со стороны православных выступали трое священников: отец Петр Котельников из Пятиизбянской церкви, и двое местных. Так же принял участие Чернышевский миссионер священник Савва Спиглазов и псаломщик Пятиизбянской церкви В. Бутников.

Главный вопрос, поднимающийся в беседах, был посвящен истинности православной и старообрядческой церквей на основе Священного Писания и Предания. Представители православной церкви из ст. Пятиизбянской ревностно защищали истинную Церковь парируя заявления раскольников. Беседы закончились в связи с несостоятельностью позиции старообрядческой стороны. Раскольники просто не смогли опровергнуть заявления подвергающие сомнения каноничность существования их церкви и, прекратив беседу, удалились11.

Проведенный анализ показывает, что церковная жизнь ст. Пятиизбянской была весьма насыщенной и представляет немалый интерес для дальнейших исследований в области региональной истории исторической Донской и Новочеркасской епархии.

_____________

1 Рябов С. И. Второй Донской округ Области Войска Донского (1870-1916). Историко-статистическое описание поселений. Волгоград: ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2012 г. 448 с.

2 Харитоненко П. Н. Земля Калачевская. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1998. 352 с.

3 Д. Е. В. 1881 г. № 22. // Библиотечный фонд: Донская Государственная Публичная Библиотека. [электронный ресурс]. http://vivaldi.dspl.ru/pm0000061/details

4 Клировые ведомости о церкви Николаевкой Пятиизбянской станицы Нижне-Чирскаго благочиния 2-го Донского округа Области войска Донского. 1851 г. // Донские епархиальные ведомости. Краткое описание станиц области войска Донского. Библиотечный фонд: Донская Государственная Публичная Библиотека. [электронный ресурс]. http://vivaldi.dspl.ru/pa0000036/details

5 П. П. Сойкин. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.: Издательство П. П. Сойкина, 1913. Т. 1. С. 766.

6 Ведомость о церкви Николаевской Пятиизбянской станицы Нижне-Чирского благочиния 2-го Донского округа Области войска Донского. 1908 г. 160 – 167 л. // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11612.

7 Прошение настоятеля Николаевской церкви станицы Пятиизбянской священника Кирилла Гаврилова, его Высокопреосвященству Митрофану, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому. 24 сентября 1918 г. 17 – 20 л. // ГАРО. Ф. 362. Оп. 1. Д. 248.

8 Материалы о борьбе Советской Власти с Церковью в Донской области. 1919 г. л. 339 – 339 об. // ГАРФ. Ф. 470 (Р-470) Оп. 2. Д. 6а.

9 Материал по истории раскола в Донской области. Д. Е. В. 1876 г. №6. 15 марта. // Библиотечный фонд: Донская Государственная Публичная Библиотека. [электронный ресурс]. https://vivaldi.dspl.ru/pm0000057/view

10 Д. Е.В. 1889 г. № 14. 15 июля. с. 656 – 659.

11 Д. Е.В. 1889 г. № 13 – 15, 17, 18.