Перейти к основному содержимому
Дарья Макеева
Свято-Филаретовский институт 

Реформа II Ватиканского собора в отношении таинства литургии

Доклад на XXII Сретенских чтениях
Ключевую роль в развитии литургической реформы сыграл II Ватиканский Собор1. Однако еще папа Пий XII в 1948 г. учредил Комиссию по литургической реформе, первым заметным шагом которой было одобренное папой в 1951 г. решение восстановить в римском обряде на экспериментальной основе древний обычай торжественно совершать службу навечерия Пасхи в пасхальную ночь. 

К результатам работы Комиссии относится также постепенное (с 1953) сокращение евхаристического поста и ввиду этого разрешение служить мессы в вечернее время; упрощение отдельных рубрик в богослужебных книгах (1955); частичное допущение использования в литургии современных национальных языков, в частности при чтении Священного Писания, а также введение богослужебных книг с параллельным переводом, которые могли бы использоваться при совершении таинств (1956); узаконение некоторых форм более активного участия народа в богослужении, в частности т.н. диалоговых месс, в которых предполагалось произнесение верующими изначально предназначенных для них текстов (1958)2. Таким образом, литургическая реформа II Ватиканского Собора была в некотором смысле подготовлена действиями папы Пия XII.

Основным документом II Ватиканского Собора стала конституция о Священной литургии Sacrosanctum Concilium (далее – SC),принятая 4 декабря 1963 г. Решения Собора в этой сфере были неразрывно связаны с его главной целью — осмыслить миссию Церкви в современном мире. Исходя из этого, основными задачами предстоящей литургической реформы стали следующие: «привести в соответствие с потребностями эпохи те литургические установления, которые подвержены изменениям, поддерживать все то, что может способствовать единению всех верующих во Христа и помогает призвать всех людей в лоно Церкви»3.

Собор исходил из того, что «литургия состоит из части неизменной (ибо она установлена свыше) и из частей, подлежащих изменениям» (SC 21). Литургическая реформа никоим образом не предполагала отказа от верности традиции, но, напротив, «сопровождалась тщательным богословским, историческим и пастырским исследованием отдельных частей литургии, а также принятием во внимание общих законов ее строя и духа (ср. SC 23)»4. В значительной части излагаемых в конституции директив по дальнейшему реформированию богослужения имелся в виду исключительно римский обряд, это было обусловлено тем, что, если в среде верующих римского обряда потребность в литургической реформе уже давно естественно созрела, то иначе обстояло дело с католиками восточных обрядов, характеризующихся более устойчивыми литургическими нормами.

Основную цель литургической реформы Собор усматривал в том, «чтобы все верующие пришли к тому полному, сознательному и деятельному участию в совершении литургии, которого требует сама ее природа...» (SC 14)5. К важнейшим направлениям литургической реформы, отнесено также усиление воспитательной и катехетической функции богослужения (SC 33 и др.); первостепенное значение имело использование современных национальных языков в молитвах и чтении слова Божия (SC 36). Священному Писанию и его толкованию было отведено в литургии значительно более заметное место (SC 24, 35, 52). В ходе дальнейших изменений предполагалось, что литургические обряды должны отличаться «ясностью благодаря своей краткости», избегать «бесполезных повторов» и соотноситься «со способностями верных к пониманию» (SC 34)6.

О Евхаристии

Особое место Собор уделил таинству Евхаристии как средоточию всей литургической жизни Церкви. Руководящие линии для обновленного служения Мессы заданы в SC. В двух первых главах указаны общие принципы: это полное, деятельное и всеобщее участие в Евхаристии всей общины под руководством лиц церковной иерархии (21,48, 22,49 и сл.)7.

Собор постановил пересмотреть чин мессы таким образом, чтобы яснее выявлялся смысл, присущий отдельным ее частям, их взаимосвязь; упростить обряды при сохранении их существа (SC 50); увеличить количество чтений из Священного Писания (SC 51); включить в мессу после Евангелия и проповеди «общую молитву», или «молитву верных» (SC 53), а также Собор разрешил в римском обряде причащение мирян под двумя видами по усмотрению епископов (SC 55). Пересмотру должны были подвергнуться и чины совершения таинств и сакраменталий (SC 63-79). Было допущено общение в таинствах с инославными: «...можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделенным от Католической Церкви... если они сами об этом попросят... Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется... невозможен»8.

В дальнейшем были подготовлены новые издания Миссала9 и др. литургических книг, содержащих реформированные последования мессы и других служб.

Также Собор допустил возможность сослужения10 в Великий четверг (как на мессе при освящении мира, так и на мессе Вечери Господней), на мессах, совершаемых на Соборах, в собраниях епископов и в синодах, а также на мессе при возведении в сан настоятеля монастыря. С разрешения правящего епископа сослужение может иметь место на общей монастырской (конвентуальной) мессе, на главной мессе в храмах, на мессах в собрании секулярных и монашествующих священнослужителей (SC. 57)11.

II Ватиканский Собор предписал пересмотр канонов и церковных правил, касающихся внешней стороны богослужения: формы и построения престолов, расположения священных изображений и украшений и т. п. (SC. 128)12.

Собственно раздел о Мессе начинается с §47 SC и называется «О священной тайне Евхаристии». §48 вновь возвращается к теме большего понимания, лучшего образования верных, необходимого, чтобы они могли более полно войти в тайны, празднованию которых посвящена Месса: «Церковь усердно заботится о том, чтобы верные присутствовали при этой тайне веры не как посторонние и немые зрители, но, верно понимая её через обряды и молитвословия, сознательно, благочестиво и деятельно участвовали в этом священнодействии»13.

Параграфы с 50 по 58 содержат девять конкретных изменений, которые Собор внес в чин Мессы. Ниже они все приводятся с оценкой священника Джозефа Фессио того, как они исполняются в наши дни14:

1. §50 – обряды следует упростить, а то, что с течением времени стало повторяться или было добавлено без особой пользы, убрать. Как отмечает священник, после Собора эта реформа продвигалась различными путями.

2. §51: «Следует шире открывать сокровищницу Библии». Это было достигнуто путем увеличения числа библейских чтений, распределенных по литургическим циклам - воскресному и повседневному. По мнению о. Джозефа Фессио, «в наши дни человек, особенно – если он посещает Мессу каждый день, получает куда более полное представление о Писании».

3. §52 гласит: «Проповедь настоятельно рекомендуется как часть самóй Литургии». Собор призвал к тому, чтобы больше усилий тратить на улучшение проповедей, и, как подчеркивает о. Джозеф, «эти усилия действительно тратятся».

4. §53 говорит, что надлежит восстановить всеобщую молитву, или молитву верных после Евангелия и проповеди, особенно по воскресеньям и по предписанным праздникам, дабы при участии народа возносились молебствия за святую Церковь, за тех, кто нами правит, будучи облечён властью, за обременённых различными нуждами, за всех людей и за спасение всего мира. О. Джозеф Фессио указывает, что это тоже было сделано.

5. Ключевое значение имеет §54: «На Мессах, совершаемых при участии народа, подобающее место может быть отведено современному местному языку особенно в чтениях и во "всеобщей молитве", а в зависимости от местных условий – также и в частях, предназначенных для народа».

6. Дальше §54предписывает: «Тем не менее, следует позаботиться о том, чтобы верные Христу умели совместно произносить и петь, причем и также и по-латински, предназначенные им неизменяемые части чина Мессы»15. Таким образом, подчеркивает о. Джозеф, «Собор не отменил использование в Литургии латинского языка. Он дозволил применять родные наречия в ряде ограниченных случаев, но четко понимал, что неизменяемые части Мессы должны по-прежнему произноситься на латыни».

7. §55 обсуждает причащение, если возможно, гостиями, освященными при той же Мессе, в которой человек принимает участие. Здесь же Собор дозволяет причастие мирян под обоими видами, но при крайне ограниченных условиях. Например, «рукоположенным – на той Мессе, где было совершено их рукоположение, принесшим обеты - на той Мессе, где они принесли свои монашеские обеты, новокрещеным – на Мессе, следующей за их крещением». Как подчеркивает о. Джозеф, «сам Собор не призывал к постоянному причащению верных под двумя видами, но дал на него ограниченное разрешение»16.

8. §56 говорит, что Месса состоит из двух частей – Литургии Слова и Евхаристической Литургии, и что пастырю следует настойчиво поучать верных, чтобы они принимали участие во всей Мессе, особенно – по воскресеньям и в дни предписанных праздников. По мнению о. Джозефа, в нем содержится призыв присутствовать на все мессе от начала до конца, а не только на Пресуществлении и причастии.

9. §57 утверждает, что надлежит разрешить сослужение (концелебрацию); §58 – что для него следует составить новый чин.

Один из важных пунктов, посвященный использованию других музыкальных инструментов в Мессе – §114. И вместе с тем в §116 подчеркивается, что в литургических действах, при равенстве в прочих условиях, следует уделять первостепенное место Григорианскому пению.

Следует также отметить, что приватная месса перестает быть основным видом служения евхаристии. Основной формой теперь считается Месса в среде общины («missa cum populo»). Служение Литургии «без присутствующей общины» предполагает, что Месса всё же служится с участием хотя бы одного алтарника или одного верующего. Служение священника в полном одиночестве может иметь место только «по правомерной и разумной причине»17.

Осуществление литургической реформы

Претворять в жизнь конституцию Sacrosanctum Concilium стали еще до окончания Собора: 4 марта 1964 г. были назначены члены Совета по реализации конституции о богослужении (Consilium liturgicum), 11 марта состоялось его 1-е заседание. Совет возглавил архиеп. Болонский кардинал Джакомо Леркаро, секретарем стал отец-лазарист Аннибале Буньини, ревностный сторонник литургической реформы. В задачи совета входила разработка новых чинов мессы и таинств и рассмотрение представляемых на утверждение переводов молитв на национальные языки. Вопросами литургической реформы занималась также Конгрегация обрядов (кардинал А. Ларраон). В 1968 г. обе эти структуры возглавил кардинал Бенно Гут18. Был составлен новый миссал – Novus Ordo, или Novus Ordo Missae, используемый в богослужении римского обряда – и апостольской конституцией Павла VI Missale Romanum, выпущенной 3 апреля 1969 года, он был введен в употребление. Следует отметить, что ряд изменений в порядке служения мессы, таких как служение священника лицом к народу не были упомянуты в конституции, но были введены в чин Novus Ordo после Собора.

В течение последующих лет была проведена масштабная литургическая реформа, радикально изменившая католическое богослужение. Это вызвало к жизни как движения за сохранение или возрождение Тридентского обряда, так и, наоборот, целый ряд течений за дальнейшее реформирование богослужебного чина19.

Следует отметить, что по итогам осуществления реформ II Ватиканского собора, в частности, литургической реформы, ряд предложенных изменений вызывал негативную реакцию у некоторых иерархов, священников и мирян РКЦ. Критике подвергались в первую очередь введение мессы на национальных языках и использование нетрадиционных музыкальных инструментов на богослужении.

В частности, наиболее негативно отреагировали на введение Novus Ordo так называемые лефевристы20, которые продолжали служить исключительно на Тридентскую мессу (на латыни).

Также, несмотря на то, что использование Novus Ordo было не обязательным, ограничение на служение Тридентской мессы, когда формально католическая церковь не запрещала служить старую мессу на латыни, но для того, чтобы получить право отслужить хотя бы одну мессу по прежней традиции, священнику необходимо было обратиться к своему епископу и получить от него персональное позволение, на практике привело к тому, что этой возможностью почти никто никогда не пользовался. Поэтому 7 июля 2007 года папа Бенедикт XVI своим указом разрешил вести литургию на латыни и служить Тридентскую мессу, если «сложившаяся группа верующих» просит об этом. Таким образом, сейчас латинская месса может совершаться в двух формах: «ординарной», под которой имеется в виду Novus Ordo, и «экстраординарной», то есть Тридентской (в редакции 1962 года).

В целом, обзор материалов о реформе II Ватиканского собора на русскоязычных христианских интернет-ресурсах (например, www.sibcatholic.ru, www.sedmitza.ru и пр.) позволяет сделать вывод о том, что указ папы Бенедикта XVI дал повод говорить о «реформе реформы», т.е. о некотором движении, противоположном литургической реформе II Ватиканского собора. Однако, с другой стороны, некоторые католические иерархи (кардиналы Карл Леманн и Вальтер Каспер) заявляют о необходимости заново перечитать и ввести в исторический контекст документы II Ватиканского собора с тем, чтобы вернуться к обсуждению таких вопросов как, например, женский диаконат или вопрос о характере пасхальной жертвы)21.

_____________

 1 Собор Римско-католической Церкви, проходивший в базилике св. Петра в Риме. Включал в себя 4 сессии, прошедшие с 11 октября 1962 до 8 декабря 1965.

2 Литургическая реформа // Католическая библиотека // Режим доступа: http://www.toletanus.ru/?id=bibliotheca.read.2.Liturgicheskaja_reforma (дата обращения: 24.09.2015).

3 Там же.

4 Литургическая реформа // Католическая библиотека // Режим доступа: http://www.toletanus.ru/?id=bibliotheca.read.2.Liturgicheskaja_reforma (дата обращения: 24.09.2015).

5 Там же.

6 Там же.

7 Кунцлер М. Литургия Церкви. Том II // Режим доступа: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/195/230/ (дата обращения 24.09.2015).

8 Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 7. // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149919.html (дата обращения: 24.09.2015).

9 Богословская книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими рубриками.

10 В римском обряде не практиковалось сослужение, поскольку считалось, что оно умаляет роль священника, служащего мессу in persona Christi, а также, что несколько месс, отслуженных несколькими священниками, принесут больше плодов для живых и мертвых, чем отслуженная теми же священниками одна месса (Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 7 // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149919.html (дата обращения: 24.09.2015).

11 Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 7 // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149919.html (дата обращения: 24.09.2015).

12 Там же.

13 Фессио Джозеф, свящ. Месса II Ватиканского Собора, рассмотрение Конституции II Ватиканского Собора о священной Литургии в сравнении с практикой реформы 1969 года // Режим доступа: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/1331-messa-ii-vatikanskogo-sob.html (дата обращения: 24.09.2015).

14 Там же.

15 Фессио Джозеф, свящ. Месса II Ватиканского Собора, рассмотрение Конституции II Ватиканского Собора о священной Литургии в сравнении с практикой реформы 1969 года // Режим доступа: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/1331-messa-ii-vatikanskogo-sob.html (дата обращения: 24.09.2015).

16 Там же.

17 Кунцлер М. Литургия Церкви. Том II // Режим доступа: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/195/230/ (дата обращения: 24.09.2015).

18 Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 7 // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149919.html (дата обращения: 24.09.2015).

19 Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 7. // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149919.html (дата обращения: 24.09.2015).

20 Архиепископ Марсель Лефевр и его сторонники принципиально отвергли литургическую реформу, осуществлявшуюся после Собора, коллегиальность епископов, и особенно декларацию о религиозной свободе, в которой они усмотрели «союз Церкви и либеральных идей». В 1988 г., совершив посвящение четверых епископов без необходимого для этого разрешения Папы, был объявлен Иоанном Павлом II отлучённым от Церкви и образовавшим раскол; ни сам Лефевр, ни его сподвижники не признали этого отлучения действительным («Возвещать Христа современному человеку: к 50-й годовщине открытия II Ватиканского Собора». Доклад архиепископа Павла Пецци // Режим доступа: http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2012-10-22-13-14-59.html (дата обращения: 24.09.2015).

Литература

1. Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 7 // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149919.html (дата обращения: 24.09.2015).

2. Возвещать Христа современному человеку: к 50-й годовщине открытия II Ватиканского Собора. Доклад архиепископа Павла Пецци // Режим доступа: http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2012-10-22-13-14-59.html (дата обращения: 24.09.2015).

3. Кунцлер М. Литургия Церкви. Том II // Режим доступа: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/195/230/ (дата обращения: 24.09.2015).

4. Литургическая реформа // Католическая библиотека // Режим доступа: http://www.toletanus.ru/?id=bibliotheca.read.2.Liturgicheskaja_reforma (дата обращения: 24.09.2015).

5. Немецкие кардиналы предлагают пересмотреть литургическую реформу II Ватиканского собора // Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/3786850.html (дата обращения: 24.09.2015).

6. Фессио Джозеф, свящ. Месса II Ватиканского Собора, рассмотрение Конституции II Ватиканского Собора о священной Литургии в сравнении с практикой реформы 1969 года // Режим доступа: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/1331-messa-ii-vatikanskogo-sob.html (дата обращения: 24.09.2015).