Перейти к основному содержимому
Юлия Штонда
Свято-Филаретовский институт

Последование чинов погребения и его особенности

Доклад на XXII Сретенских чтениях
История чинопоследования христианского погребения насчитывает уже более тысячи лет. Обряд погребения образует составной чин, который формировался в течение столетий. Изучение его становления представляет интерес для современных литургистов.

В данном сообщении мы опираемся на две статьи современных литургистов: Елены Велковской1, которая, проработав труды других известных ученых, описывает истоки христианского обряда погребения, его формировании, самые древние чины, свящ. Питера Галадзы, который написал о погребении монахов в период с X по XVI вв.2

Истоки византийских погребальных обрядов восходят к древней церкви, но реконструировать обряды древней церкви не представляется возможным. Тем не менее, некоторые письменные источники об обряде погребения сохранились.

Первые свидетельства о христианском погребальном обряде восходят к IV в., и наиболее полно представлены в Апостольских постановлениях (380 г.). В анафоре Иоанна Златоуста IV-V вв. происходит воспоминание «за в вере почивших: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, проповедников, благовестников, мучеников, исповедников, подвижников, – и за духи всех праведников, в вере достигших совершенства»3.

Самым древним чином погребения, известным в византийской литургической традиции, считается Византийский Евхологий X-XI вв., написанный в южной Италии, Grottaferrata Γ.β. X.

До этого времени сохранились лишь отдельные молитвы: молитва «Боже духов и всякой плоти» – древнейший и единственный неизменный элемент в рукописной традиции, встречается в знаменитом папирусе Нессана (600 г.) и во многих рукописях VII века. К древнейшим элементам относятся также главопреклонная молитва и прошения об усопшем на ектении.

Молитвы погребения, представленные в Евхологиях византийских окраин, различаются, но можно реконструировать структуру древнего чина, являющуюся ядром византийского обряда погребения: ектенья, затем две молитвы об усопшем, первая из них – «Боже духов и всякой плоти», и главопреклонная молитва.

Древнейшие чины погребения, очевидно, были едины для всех людей, в древних Евхологиях не содержатся чины для различных категорий усопших, как это представлено в современном Требнике. Впервые такое разделение появляется в XII веке в схематологии.

В самом древнем обряде, описанном в Gottaferrata Γ.β. X, служитель возливает масло в гроб, причем масло открыто благословляется той же формулой, что и при благословения масла в помазании перед крещением. Во время возлияния масла поется Аллилуйя, как и во время крещения, что отражает принципиальный символизм Послания к Римлянам 6:3–5, ибо крещение — это погребение со Христом и совоскресение с Ним; тот же символизм относится к погребению, которое завершается надеждой на конечное воскресение4.

Чин погребения имеет сложную структуру. Он отражает студийский синтез и содержит элементы монашеской утрени и кафедрально-стационального богослужения. При этом существуют разные точки зрения у ученых на структуру трех антифонов. Мигель Арранц считает, что это влияние Константинопольской традиции, Елена Велковска с ним не соглашается, и развивает гипотезу Бруни, согласно которой эта структура указывает на иерусалимскую традицию.

Монашеская утреня, самая обширная часть ритуала, включает следующие элементы:

Шестопсалмие (или Пс 90)

Ектенья+молитва

Аллилуйя с тропарем   

Псалом 118

Гимнографический канон

После 3, 6, 9 песней Ектенья+ 3 различных молитвы

Тропарь-эксопастиларий

Хвалительные псалмы (Пс 148-150 с гимнографией)5

Во втором разделе богослужения, кафедрально-стациональном, представлены три идентичных литургических структуры, расположенных следующим образом:

I.      Псалом 22 + гимнография

Ектения + молитва

Гимнография

Послание к Римлянам

II. Псалом 23 + гимнография

Ектения + молитва

Гимнография

Послание к Коринфянам

III. Псалом 83 + гимнография

Ектения + молитва

Гимнография

Послание к Коринфянам6

Елена Велковска также обращает внимание ученых на присутствие чтения Священного Писания в чине погребения. В другом богослужении той же рукописи Евхология представлено чтение Евангелия, следующее за чтением Апостола в третьей части кафедрально-стационального раздела (III), которое должно относиться к иерусалимскому литургическому контексту.

Схема этой параллели следующая:

a) Mesodion (прокимен);

b) Послание к Коринфянам;

c) Аллилуйя;

d) Евангелие;

e) Ектения7.

В начале XI в. появляется схематологий – собрание обрядов монашеского пострига и погребения монахов. В схематологиях впервые появляются заповеди Блаженства, и 8 стихир (самогласны), авторство которых приписывается Иоанну Дамаскину.

Древние чины погребения предполагали чтение нескольких отрывков из Священного Писания. Питер Галадза в своей статье приводит 8 чинопоследований из схематологиев X-XII вв. Все приведенные чины содержат чтения из посланий ап. Павла (к Римлянам, к Фессалоникийцам, 1 Коринфянам). Только один чин 11 в. не содержит чтение Евангелия. В данном чине приводятся чтения из ап. Павла к Римлянам 14:7-9 и пророчества Иезекииля 37:1-14

Почти во всех рукописях указаны чтения из посланий ап. Павла к Римлянам (из 5, 6 и 14 глав), 1 Фессалоникийцам (4:13-17, 18) и Коринфянам (из 15 главы). В этих отрывках из Писания говорится о воскресении Христа и о причастности человека к Его воскресению.

В чинах X-XII вв., представленных в статье П. Галадзы, чтение Священного Писания занимает особое место.

 _______

1 Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources. Washington: Dumbarton Oaks Papers 55, 2001. Р. 21-51.

2 Galadza P. The Evolution of Funerals for Monks in the Byzantine Realm – 10th to 16th Centuries. Orientalia Christiana Periodica, 2004. № 70. Р. 225-257

3 Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Т. 2, 2010. С. 71.

4 Велковска Е. Чины погребения в византийской традиции. М.: Синодальная Библейско-богословская комиссия, 2009. Т. 3. С. 462.

5 Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources. Washington: Dumbarton Oaks Papers 55, 2001. Р. 30.

6 Велковска Е. Чины погребения в византийской традиции. М.: Синодальная Библейско-богословская комиссия, 2009. Т. 3. С. 459.

7 Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources. Washington: Dumbarton Oaks Papers 55, 2001. Р. 30.

Литература

  1. Велковска Е. Чины погребения в византийской традиции // V Международная Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» В 3 т. Брак, Покаяние, Елеосвящение, Таинства и тайнодействия. М.: Синодальная Библейско-богословская комиссия, 2009. Т. 3. С. 455-473.
  2. Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков / сост., пер., авт. предисл. проф.-свящ. Г. Кочетков.  М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Т. 2, 2010. 263 с.
  3. Galadza P. The Evolution of Funerals for Monks in the Byzantine Realm – 10th to 16th Centuries. Orientalia Christiana Periodica, 2004. № 70. Р. 225-257.
  4. Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources. Washington: Dumbarton Oaks Papers 55, 2001. Р. 21-51.