Особенности совершения богослужений суточного круга в России в середине XVII века по воспоминаниям архидиакона Павла Алеппского
Свои дневниковые записи архидиакон Павел вел в тайне, поскольку был хорошо осведомлен, что за иностранцами в России строго следили, а шутки и вольности могли стать причиной наказания и даже ссылки. Тем не менее православное вероисповедание автора позволило ему проникнуть в обычно скрытые от иностранных глаз уголки русского быта и богослужения, что делает данный источник уникальным и интереснейшим документом.
Как известно, особое географическое положение России способствует тому, что продолжительность дня и ночи не постоянны в течение года. В связи с переходом с XV в.2 русской церкви на иерусалимский устав именно этот фактор оказал серьезное влияние на особенности суточного круга богослужения в России.
Известно, что иерусалимский устав предполагал совершение всенощного бдения в течение всей ночи. В связи с этим важно учитывать два важных момента. В записках архидиакона Павла регулярно встречаются указания на то, сколько длится ночь. Сведения о продолжительности дня и ночи в разные месяцы содержались в синаксарях, что, совершенно определенно, влияло на размер чтений во время богослужения3. Самыми продолжительными были ночи Филипповского поста, в декабре ночь могла длиться до 17,5 часов, тогда как в июне ночь длилась всего 8 часов. Учитывая то, что зимнее время в России обычно сопровождалось изрядными морозами, богослужение проходило в каменных кремлевских храмах, полы которых часто были покрыты чугунными плитами, совершение богослужений зимой давалось антиохийцам с большим трудом. Не удивительно, что это вызывало тихие шутки архидиакона Павла, что регулярное участие в богослужении в России существенно сокращает продолжительность земной жизни.
Немаловажную роль тут играло и количество праздничных дней в русском церковном календаре. Как известно, после Стоглавого собора увеличилось количество прославленных русских святых. Кроме того, в Московском Кремле было большое количество монастырей и храмов с пределами, поэтому кроме привычных двунадесятых и великих праздников богослужение совершалось и на все престольные праздники.
Согласно описаниям, оставленным архидиаконом Павлом, можно представить общий порядок служб в течение суток. В отдельных праздничных случаях всенощное бдение предварялось малой вечерней. В зимний период времени в связи с продолжительностью ночи всенощное бдение прерывалось для совершения полуночницы и чтения поучений и житий4, после чего начиналась праздничная утреня. Часто перед утреней так же читалась полунощница5.
Обязательно совершались службы часов, уже тогда они были привязаны не к определенному времени, а к началу или концу более значимых богослужений6.
Так же Павел Алеппский писал, что в целом в столице держалась традиция ежедневного посещения обеден (без причащения). Продолжительность литургий, при общем порядке богослужения, вызывала восхищение и непонимание антиохийцев. Например, часто литургия начиналась после «четвертого часа дня», а заканчивалась только «около солнечного заката»7. Перед литургией часто совершались разные молебны, в том числе моление за богохранимого царя8, водосвятие в дни особенного (храмового) праздника9.
Однако утреннее и вечернее богослужение могло совершаться и по домам10, у всех людей в домах были иконы, а у знатных людей часто были часовни или домовые храмы.
Для призыва народа на молитву (в Москве) примерно за час до начала каждой храмовой службы начинали звонить в колокола11.
Не удивительно, что при такой насыщенности богослужебной жизни, Павел Алеппский с большим почтением отзывался о вере и благочестии русских людей, которые были почти постоянно в храме и почти круглогодично постились. Дело в том, что при регулярном участии в кафедральном богослужении времени оставалось только на один прием пищи, причем время начала трапезы часто совпадало со временем, когда начинали звонить на вечернее богослужение.
В то же время свидетельство архидиакона надо принимать с осторожностью, потому что невозможно установить, насколько регулярно все население столицы посещало храм и участвовало в богослужениях12.
Антиохийская делегация в связи со своим привилегированном положением принимала участие преимущественно в столичном (или кафедральном, когда жили в других городах) или монастырском архиерейском богослужении, на основании которых нельзя утверждать, что точно так же совершалось богослужение на приходах. К середине своего пребывания в России архидиакон Павел заметил, что на приходах устав соблюдается не так, службы сдвигались во времени в соответствии с необходимостью верующих13, т.е. существовало отличие между временем совершения кафедрального и приходского богослужения. «Ежедневно, когда во всех церквах оканчивается литургия, начинается звон в колокола собора и в нем совершается обедня, которую приходят слушать все городские священники и большая часть мирян: у них это считается обязанностью, которую они ежедневно исполняют»14.
Приходское богослужение было меньше ориентировано на время и было распределено в блоки, однако и в этом случае богослужение часто совершалось в ночные часы.
Характерной особенностью русского богослужения было то, что службы очень растягивались. Достигалось это за счет нескольких факторов: протяжного пения, увеличения количества возгласов на ектеньях, особой манеры исполнения псалмов, пения кафизм, продолжительных чтений из синаксаря, житий или Писания.
Особую включенность народа в богослужение по записям Павла Алеппского отследить не удалось, что позволяет предполагать некоторое исключение народа из богослужения. Этому способствовали несколько причин: 1) характерная манера произнесения молитв клиром (тихо и низким голосом); 2) за несколько лет до приезда антиохийцев были отменены многогласие, что позволяет поставить вопрос о доступности народу «возвращенных» песнопений и т.п.; 3) пение осуществлялось преимущественно силами священников и певчих, а народ стоял и клал земные поклоны, в связи с чем в большинстве случаев для описания пребывания народа на богослужении архидиакон Павел употреблял слова «отстояли» или «слушали» обедню; 4) на Украине почти повсеместно была распространена грамотность, большое количество «казаков», в том числе женщин и детей, умели читать и писать и хорошо знали порядок служб, умели подпевать и пели по нотам. Таких характеристик для Московии Павел Алеппский не приводит; 5) редкость причастий (преимущественно, в Великий Пост); 6) длительность служб приводила к тому, что нередко во время них царь, непосредственный участник кафедрального богослужения, решал государственные дела прямо во время службы, что влияло на качество участия его и бояр в молитве.
Особое отношение к иконам (прикладывались только раз в год, молились исключительно на иконы) и мощам (очень любят, особенно чин омовения мощей), поминовение имен святых дня и патронов храма на богослужении на отпусте отражены архидиаконом Павлом как русская богослужебная традиция. Сюда же следует отнести и несоблюдение в России обычных для всей церкви канонов, в том числе посты и земные поклоны в «неположенные» по канонам дни.
Богослужение в России в XVII веке – яркая иллюстрация константиновского периода в жизни Церкви. Регулярное поминание царя, молебны о здравии царя и всей его семьи, поминание патриарха после царя, подчеркнутая заостренность богослужения на благополучие царской власти в России выдают влияние решений Стоглавого собора на жизнь церкви. Хотя немаловажную роль здесь сыграло и особое положение патриарха Филарета как отца Михаила Федоровича, и намеренно проводимая Романовыми после Смуты политика на укрепление царской власти. Но среди иноземных православных, находившихся под турецким игом, русский царь, его любовь к богослужению, знание устава, требовательность к себе и исполнительность вызывали только удивление, умиление и уважение!
Такое положение России в православном мире привело к необыкновенной уверенность московитов в том, что только известный им способ исполнения богослужения правильный, что выразилось и в насмешках над антиохийцами по поводу их крестного знамения, манеры возглашения прошений. Такая самоуверенность привела к тому, что антиохийцы на московской земле начали следовать русским обрядам (давать благословение по-московски, нашивали кресты на богослужебные одежды, учились произносить слова на наш манер), чтобы не подвергнуться осуждению.
Представьте себе теперь, как должно было отнестись население столицы к известию о реформировании обрядовой стороны жизни церкви.
__________________
1 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод Г. Муркоса. М., 2005.
2 Дмитриевский А. А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Казань, 1884. СС. I-III. К Стоглавому собору 1551 г. Иерусалимский устав был почти повсеместно распространен в России.
3 См. Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. X. Гл. IV. С. 417. «Восьмого сентября день и ночь бывают равны; 24-го день бывает 11 часов, а ночь 13. 10-го октября день бывает 10 часов, а ночь 14; 26-го день 9 часов, а ночь 15. Ноябрь они не считают, потому что он остается без перемены. 11-го декабря день бывает 8 часов, а ночь 16; 27-го день 7 часов, а ночь 17. Первого января день бывает 8 часов, а ночь 16; 17-го января день 9 часов, а ночь 15. 8-го февраля день 10 часов, а ночь 14; 18-го день 11 часов, а ночь 13. 6-го марта ночь и день равны; 22-го день 13 часов, а ночь 11. 7-го апреля день бывает 14 часов, а ночь 10; 23-го день 15 часов, а ночь 9. 9-го мая день 16 часов, а ночь 8; 25-го день 17 часов, а ночь 7. Июнь месяц они так же не считают, потому что он остается без перемен. 6-го июля день бывает 16 часов, а ночь 8; 22-го день 15 часов, а ночь 9. 7-го августа день 14 часов, а ночь 10; 23-го день 13 часов, а ночь 11».
4 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. VI. Гл. IV. С. 233. «При воскресной и праздничной утрени звонят в колокола в глубокую ночь и совершают сначала полунощницу, а по окончании ее садятся и читают поучения или жития; затем встают, и начинается звон к утрене».
5 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. V. Гл. XVI. С. 216. Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. VI. Гл. IV. С. 235.
6 Так, после утрени обычно читался первый час и междучасие, перед литургией читались третий и шестой часы, а после литургии всегда читался девятый час, только после него народ начинал расходиться из храма.
7 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. VI. Гл. X. С. 253.
8 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. V. Гл. XVI. С. 216.
9 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. V. Гл. XVIII. С. 221.
10 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. VII. Гл. VII. С. 287-288.
11 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. VIII. Гл. XI. – С. 342-343. Характерно отношение Павла Алеппского к переносимому шуму: «По этой причине мы испытывали страшное мученье: не спали по ночам и терпели большое беспокойство. Всего больше нас донимал колокольный звон, от гула которого дрожала земля, в канун воскресений и праздников, кои почти непрерывно следуют друг за другом, равно как и звон на заре, с полуночи до утра, ибо в этом городе несколько тысяч церквей и каждая церковь, даже самая малая и бедная, имеет над дверьми по десяти больших и малых колоколов, в кои звонят в воскресные и праздничные дни и в канун больших праздников, сначала поочередно, а потом во все вместе».
12 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. IV. Гл. V. С. 135. Описывая посещение Украины, Павел Алеппский приводил пример налагаемой за опоздание на службу епитимии. «Знай, что на дверях каждой из церквей казацких бывает железная цепь, вроде той цепи, которую налагают на шею пленникам. Мы спросили о ней, и нам сказали, что всякому, кто приходит в церковь на рассвете после звона, вешают эту цепь на шею на целый день, и он остается распятым на дверном косяке, не имея возможности шевельнуться. Это его епитимья».
13 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. IX. Гл. XVI. С. 397 («Народ, по обыкновению, повалил в свои приходские храмы слушать пасхальную службу, которая была окончена задолго до рассвета… Что же касается Великой церкви (Успенского собора), то в ней ударили в колокола только за три часа до зари».) и с. 401 («Мы вышли из церкви лишь в девятом часу… В приходских церквах обедня была окончена рано утром»).
14 Павел Алеппский. Указ. соч. Кн. VI. Гл. IV. С. 233.
1. Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб. Г. Муркоса. М., 2005.
Литература
1. Taft Robert (S.J). The liturgy of the Hours in East and West. The Liturgical Press. Collegeville, Minesota. 1993.
2. Арранц М., О. И. Как молились Богу древние византийцы: суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. Л., 1979.
3. Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. Подготовка текста и публикация А. Г.Кравецкого. М., 2004.
4. Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств: С приложением греческих текстов. 1884.
5. Желтов М., свящ. Богослужение русской церкви. X-XX вв. // Православная энциклопедия. М., 2000. С.485-517.
6. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга VII. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720).Отдел II. М., 1996.
7. Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги: Материалы для истории книжной справы в XVII столетии по бумагам архива типографской библиотеки в Москве // Прибавления к Творениям св. Отцов, 2. № 32. 1883.
8. Матвеева О. О вере русского народа в XVII веке. // Режим доступа: http://fondiv.ru/articles/1/299/ (дата обращения: 25.06.2015).
9. Печатнов В. В. Исторический обзор развития чина Божественной литургии в Русской Православной Церкви в XVII-XX вв. // Вестник ТГУ 303 (октябрь 2007 г.).
10. Тафт Р. (S.J). Кафедральное и монашеское богослужение на христианском востоке: доказательство различия. Режим доступа: http://www.krotov.info/libr_min/19_t/af/t_07.htm (дата обращения: 10.08.2015).