Литургические действия при совершении чинов на «восьмой день» от времени их возникновения до VII века
В чины на «восьмой день» входит: развязывание пояса и снятие белых крещальных одежд с новокрещенного, одетых на него во время крещения; окропление крещальными поясом и одеждами и омовение специальной губкой знаков мира, предполагающее три молитвы и несколько возгласов-объявлений о происходящем, а также пострижение волос новокрещенного, сопровождающееся двумя молитвами и возгласом-объявлением.
Наименование чинов на «восьмой день» говорит о том, что рассматривать их следует в контексте обрядов, предшествующих этим чинам. Все семь дней новокрещенные носили белые крещальные одежды. По данным уже III в. им не дозволялось разоблачаться, а тем более омываться в этот период1. От первого причащения на Пасху до совершения обрядов восьмого дня неделя для новокрещенных состояла из ежедневного участия в литургии с причащением. Евхаристическое служение сопровождалось научением – через участие в тайноводственных (мистагогических) беседах. Еще в XVI в. в памятниках Русской церкви есть сведения о том, что новокрещенный взрослый обязан был в течение восьми дней, следующих за совершением таинства крещения, присутствовать за богослужением утренним, вечерним и на литургии и всегда стоять с зажженной свечей2. Один из русских памятников содержит сведения, что это делает и младенец, приносимый бабкой или кумом на богослужение3.
О том, как и когда точно появился этот обряд, древнейшие источники умалчивают. Однако известно, что уже в IV – V вв. в Византии новокрещенные носили после крещения в течении семи дней крещальную одежду, которую на восьмой день в храме снимал епископ или пресвитер4.
Блж. Августин говорит о том, что все восемь дней после крещения на всех богослужениях головы новокрещенных были накрыты покрывалом, что означает их молодость и незрелость в духовной жизни5. Св. Кирилл Иерусалимский упоминает распространенный обычай IV и V вв., когда новокрещенные в течении всех восьми дней после крещения стояли на всех церковных службах с покрытыми лицами и головами, чтобы прежде своего окончательного вступления в общество верующих не отвлекаться на посторонние предметы6. Слова св. Кирилла можно рассматривать как косвенное указание необходимости присутствия новокрещенных все эти дни на богослужении, дабы неофиты приобрели духовную зрелость. По прошествии этих дней новокрещенные могли участвовать в совершении обрядов восьмого дня. После же их совершения неофит входил в жизнь церкви наравне с остальными членами церковной общины7.
Для поиска начальных смыслов обрядов восьмого дня рассмотрим истоки появления белых одежд в чине крещения. Жан Даниелу пишет, что в посланиях Псевдо-Климента, в Апостольских постановлениях сравнение крещения с одеждой прослеживается наряду с другими образами крещения: «…сподобив их бани пакибытия, одежды нетления, истинныя жизни…»8. Крещение в этих памятниках названо «одеждой» и этот термин стал «одним из наименований Крещения». Апокрифический текст «Завет Левия», как указывает Жан Даниелу, предполагает, что в крещении одним из центральных внешних действий было «облачение в белую одежду и отложение ветхих риз»9. О духовной символике белых одежд у свт. Кирилла Иерусалимского читаем: «Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое…не то…что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлые (то есть духовные): нужно тебе одеваться»10. В «Пастыре Ерма» также упоминается белая одежда в контексте крещения. В тексте она связана с греч. ζθραγίς – печатью: «На всех входивших в башню была одежда, белая как снег. В ту же башню послал он и тех…дав им печать и белую одежду». В Откровении св. ап. Иоанна Богослова сказано о пришедших в белых одеждах: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7: 13-17). Иосиф Флавий в Иудейской войне говорит о первом омовении ессеев, к которому выдавалась белая одежда. Сходство деталей позволяет предположить, что ессейские обряды могли влиять на иудеохристианские обряды крещения. Жан Даниелу утверждает, что во многих архаических текстах печатью называлось само крещение (а не миропомазание), во время которого уже происходит излияние Духа Святого. Следовательно, одежда и крещение – имеют то же значение, что и печать, а обряд облачения новокрещенных в белые одежды в чине крещения может иметь иудео-христианское происхождение.
Житие прп. Пелагии Антиохийской († ок. 461) повествует, что на восьмой день после ее крещения, когда полагалось священнику в храме снимать с нее белые одежды, она сделала это сама: «В осьмой день, когда надлежало снять белыя одежды, встав ночью…сняла она одежду крещения своего и оделась во власяницу и подрясник святого Нонна»11. Подтверждение первоначального акцента на снятии белых одежд находится в первой и наиболее древней молитве чина: «…одежду бессмертия, в которую он облекся, неоскверненной и незапятнанной сохрани…».
А. И. Алмазов ссылается на Джозефа Бингама и приводит историческое свидетельство, в котором сказано, что епископ в IV-V вв. полагал снятые с новокрещенных на восьмой день одежды в ризницу, где они хранились, символизируя непреложность данных неофитами крещальных обетов12. Вероятно, в это время одним из ключевых действий в совершении обрядов было снятие белых одежд. В кодексе Барберини присутствует молитва на омовение мира. Но при этом ничего не говорится о снятии крещальных одежд. Следовательно, между V и VII веками от снятия белых одежд внимание переместилось на омовение знаков мира.
Еще одним действием в обрядах, возможно связанным с миропомазанием, являлось руковозложение. До VIII в. обряды восьмого дня предварялись руковозложением от епископа13. Следы этой практики можно обнаружить в словах второй молитвы: «…Ты же возложи на него могущественную руку Свою…». Руковозложение в обрядах восьмого дня может соотноситься с древнейшим способом совершения таинства Святого Духа. Возложение рук при проведении обрядов говорит о посвящении в воины Христовы против князя мира сего. Образ христианина как воина ярко отражен в главопреклонной молитве чинов на «восьмой день». При миропомазании на новокрещенного возлагается «печать Духа Святого». Первоначальной формой миропомазания было возложение рук, вероятнее всего, с молитвой14. Миропомазание использовалось наряду с руковозложением, начиная с апостольского времени.
Итак, обряды совершались епископом или пресвитером над новокрещенным в храме на восьмой день после совершения таинств крещения и миропомазания. Главным в обрядах IV-V вв. являлось снятие белых одежд, которые могли храниться после в ризнице храма. В чине с V в. уже могло присутствовать и снятие одежд, и омовение знаков мира с молитвой. С VII в. омовение точно практиковалось и для этой цели существовала всего одна молитва. Между V и VII веками в чинах на «восьмой день» произошло смещение акцента от снятия белых одежд к омовению знаков мира.
Обряды восьмого дня можно назвать своеобразной духовной печатью, накладываемой на новокрещенного. Такой вывод может следовать из формы крестообразного омовения знаков мира и крестообразного же пострижения волос, а также из основной и иногда единственной молитвы обрядов – сохранении целостности духовной печати: как знака владычества Господа и Его защиты. Образ печати Духа очевидным образом связан с чином миропомазания. Утрата первоначального акцента на снятии белых одежд может свидетельствовать о некоторой формализации чинов, в которых стало главным омовение мира от священника, чтобы не допустить осквернения святыни. Тут уместно упомянуть свидетельства Симеона Солунского XV в. о том, что после омовения головы и рук от священника при совершении обрядов восьмого дня, неофит мог оставшиеся части тела омыть дома с благоговением самостоятельно. Сейчас практика, позволяющая новокрещенному самому участвовать в совершении обрядов, в каком-то смысле подобно священнику, утрачена. Также ушла традиция восьмидневного участия неофита особым образом во всех церковных богослужениях.
Несмотря на то, что в VII в. при совершении таинств крещения и миропомазания литургический акцент смещается со снятия белых одежд на омовение знаков мира, при этом в чине до сегодняшнего дня сохраняется и то и другое действие. Именно этой переменой можно объяснить тот факт, что обряды восьмого дня, которые в большинстве рукописей называются «омовением» или «измовением», стали связываться более с продолжением таинства миропомазания, чем с завершением таинства крещения. При совершении обрядов восьмого дня одним из основных действий становится омовение знаков мира и руковозложение.
_________________
1 Алмазов А. И. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. С. 431-432.
2 Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской церкви в XVI веке. С. 305-306.
3 Там же. То же в Потребнике патр. Филарета (Романова). Цит. по Арранц М., иером. Чин оглашения и крещения в Древней Руси // Журнал Символ. № 19. 1998. С. 93-94).
4 Алмазов. Ук. соч. С. 466-467.
5 Алмазов. Ук. соч. С. 450.
6 Там же. С. 450.
7 Иларион (Алфеев) митр. Как прийти в церковь? С. 138-139.
8 Постановления апостольские. 8, 6. С. 200.
9 Даниелу Ж. Богословие иудеохристианства. Гл. 12.
10 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение тайноводственное четвертое. С. 331-332.
11 Филарет (Гумилевский), архиеп. Жития святых подвижниц восточной церкви. С. 111-112.
12 Joseph Binghamus. «Origines sive antiquilales ессlеsіаslicaе». Vol. III ct IV. Edit. secunda. Halae Magdeburgeiae. 1755-1758. Т. 4. pag. 385. Цит. по Алмазов. Ук. соч. С. 467.
13 Шмеман А., протопр. Водою и Духом. С. 164.
14 Алмазов. Ук. соч. С. 398.
Источники
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. 2535 с.
2. Евхологий Барберини гр. 336 / авт. предисл., авт. примеч., изд. Е. Велковская, авт. предисл., авт. примеч., изд. С. Паренти, пер. с итал. С. В. Голованов, ред. рус. пер. М. Живова. Омск: Голованов, 2011. 512 с.
3. Жития святых. Кн. 12. М.: Синодальная типография, 1908. 748 с.
4. Иоанн Златоуст, свт. Поучительные беседы к намеревающимся принять просвещение и к новопросвещенным // Журнал Московской Патриархии: Слово шестое. 1972, № 12.
5. Ипполит Римский, священномученик. Апостольское Предание. М., Сибирская Благозвонница, 2014. 64 с.
6. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. Репринтное воспроизведение издания 1822 г. М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. 430 с.
7. Писания св. Отцев и учителей Церкви, относящияся к истолкованию православного богослужения / Сочинения блаженнаго Симеона, архиепископа фессалоникийскаго. СПб.: 1856. 555 с.
8. Постановления апостольские, чрез Климента, епископа и гражданина Римского : к изучению дисциплины. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 238 с.
9. Православное богослужение : В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 4 : Последование таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления : С прил. церковнослав. текстов / Пер. свящ. Георгия Кочеткова, Б. А. Каячева, Н. В. Эппле. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2008. 192 с.
10. Служебник [рукопись] Требник /Елисей, писец. 1474. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004698668#?page=1 (дата обращения: 10.08.15).
11. Служебник. М.: 1627. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01002385342 (дата обращения: 10.08.15).
12. Требник. М.: 1671. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002446004#?page=43 (дата обращения: 10.08.15).
13. Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 1. Репр. Воспроизведение изд. 1916 г. Информационно-видавничий центр украинской православной церкви. Киев, 1996. 872 с.
14. Требник. Издательство Московской Патриархии. М.: 2015. 768 с.
Литература
1. Алмазов А. И. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань: Типография Императорского Университета, 1884. 779 с.
2. Арранц М., иером. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология. 3-й курс, оффсет. СПб. (Л.): Духовная Академия, 1979. Т. 1. 605 с.
3. Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике. Т.1 : Таинства Византийского Евхология. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. 616 с.
4. Арранц М., иером. Чин оглашения и крещения в Древней Руси // Журнал Символ. № 19. 1998. С. 93-94.
5. Арранц М., иером. Отцовство по Духу и по плоти. Таинства Священства и Брака в византийской традиции. Рим : Самиздат, 2002. 200 с.
6. Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с.
7. Даниелу Ж. Богословие иудеохристианства. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/05_d/dan/ielu13.htm (дата обращения: 01. 08. 15).
8. Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков. Казань : Типография Императорского Университета, 1882-1883. 229 с.
9. Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань : Типография Императорского Университета, 1884. 611 с.
10. Иларион (Алфеев), митр. Как прийти в Церковь? М. : Эксмо, 2011. 224 с.
11. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие, из-во «Христианская жизнь», 2004. 286 с.
12. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: диссертация на степень maitrise de theologie. М.: МВПХШ, 1998 г. 241 с.
13. Шмеман А., протопр. О таинстве Крещения / протопр. А. Шмеман. С. 1.
14. Шмеман А., протопр. Водою и Духом. М.: Паломник, 2004. 224 с.
15. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский Жития святых подвижниц Восточной церкви. Репринтное издание 3-е. М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994. 260 с.
16. Finn T. M. The Liturgy of Baptism in the Baptismal Instructions of St. John Chrysostom. The Catholic University of America Press Washington, D.C. 200017, 1967. Р. 240.