Миссионерский аспект литургического воцерковления гражданских праздников
Это свойство проявляется и по отношению к такой стороне культурной жизни всех народов как праздник. Отмечаемый тем или иным сообществом, он отражает его образ жизни и мышления. Например, в античных государствах почти все праздники были религиозными, сегодня же, наоборот, по преимуществу имеют светский характер.
Исторически, смысл, содержание и формы празднований существенно различались.
Праздник в традиции Израиля связан с «воспоминанием о славных делах Бога для Его народа, прежде всего осознание избранности и завета с Ним»1. Понимание праздника в античности связано с «подражанием мифологическому исходному событию и постоянным воспроизведением великих дел богов, героев и обожествленных людей»2. В представлении древнего грека, «боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах с помощью богов»3. Но понимание воспитанности, приводимое Платоном, отлично от нашего: «тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан. <...> Поэтому хорошо воспитанный человек должен уметь прекрасно петь и плясать»4.
Христианство внесло новое значение в понимание праздника, как переживание и ощущение действующих в человеческом естестве Божественных энергий. Празднуемое событие представляется в гимнографии таким образом, как будто происходит непосредственно сейчас, так что мы можем его видеть, слышать и осязать5.
Праздник как таковой, несёт в себе большое воспитательное значение, как один из наиболее стойких феноменов народной культуры. Ничего не дав взамен, искоренить его практически невозможно. Именно поэтому переосмысление и замена языческих празднований христианскими, их «воцерковление», стало действенным миссионерским средством к просвещению народов.
Один из ранних примеров такого «воцерковления» – церковное установление праздника Рождества Христова на дату 25 декабря, когда Римская Империя праздновала рождение бога Митры. День «непобедимого солнца» («Sol Invictus») был введен в 274 г. по указу императора Аврелиана. Под влиянием христианства обожествлённое в язычестве солнце становится лишь символом истинного Бога, чему в богослужебных текстах содержится пояснение: «Христос – солнце Правды, мысленное солнце»6. Новопросвещённый христианин, слышавший в праздничный день в храме эти толкования, учился поклоняться как Божеству не светилу, а Тому, Кто это светило сотворил.
Подобно этому, на Руси «воцерковились» составляющие годового праздничного круга славян. Дни Зимних Коляд соединились с христианскими Святками и стали днями славления Христа7. Праздник встречи весны – Масленица, которому сопутствовал ряд языческих обрядов, сократился до одной недели и стал периодом подготовки к Великому Посту. Дни поминовения предков, важная часть славянского языческого культа, заменились на церковные дни поминовения усопших – Радоницу, родительские субботы. В отличие от православного, целью языческого поминания был контакт с умершими, сопровождаемый жертвоприношением, для благополучного пребывания и перемещения его на том свете. Также «поминки должны были защитить живых от возможного возвращения покойника, и вообще от угрозы смерти и от прочих бед»8.
Интересен обычай отмечать новый год, дошедший до нас из глубокой древности,
день празднования которого у разных народов различался. Гражданский год у евреев начинался с сентября, а священный с марта, по причине освобождения от египетского рабства. У христианских народов дата начала нового года исторически менялась: его считали от Пасхи, с 1 марта или 25 марта (Благовещение), 1 января и 1 сентября9.
Январские календы (1 января) были установленны в Римской Империи 46 г. до. Р.Х. императором Юлием Цезарем. Они торжественно «отмечались в Византии не только язычниками, но и христианами, включая даже византийских царей, в течение нескольких дней. В эти дни дети освобождались от посещения школы, трудящиеся не ходили на работу и пр.»10.
На Руси Новый год до XV в. начинался с марта. Московский Собор 1492 г. (7000 г. от сотв. мира) принял считать летоисчисление с 1 сентября, после чего мартовский стиль постепенно вытесняется. Царь Алексей Михайлович день новолетия посвящал делам милосердия, а его примеру следовали бояре и народ.
Петр I указом от 15 декабря 1699 года, по образцу западных держав, перенёс дату празднования гражданского Нового Года на 1 января. Находясь между двумя великими двунадесятыми праздниками, до революции в народе он отмечался довольно скромно.
В советское время в процессе антирелигиозной кампании на Новый Год были перенеснены традиции встречи Рождества Христова, и, таким образом, государственный праздник противопоставлялся церковному, как замена последнему, что в среде верующих вызывало ответное неприятие. Сейчас же и в среде православных христиан этот праздник отмечается, что, в рамках благочестия, допускается Церковью.
Современное провождение которого во многом созвучно с языческим, что ярко иллюстрирует слово свт. Иоанна Златоуста, сказанное 1 января 387 года «Против наблюдающих новомесячия и совершающих ликования в городе»: «…дьявольское гулянье, продолжавшееся сегодня во всю ночь, смех, ругательства, ночные пляски, и смешная эта комедия – отвели наш город в пленение, которое тягостнее всякого неприятельского. Тогда как должны бы были сокрушаться, плакать, стыдиться, <…> думают, что если первый день года им удастся провести в удовольствии и веселии, то и во весь год будет совершенно то же. <…> Крайне безумно по одному счастливому дню заключать, что то же будет и в продолжение года; Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, когда ты напьешься и пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу»11.
Сам по себе этот временной рубеж не только располагает к размышлению о будущем, но и дает возможность проанализировать прошлое. Церковное отношение к празднованию нового года выражено в словах молебна на новолетие, как благодарность Богу, положившему «времена и ле́та во Своей власти», о Его милостях, которые сделал удивительными на нас в прошедшее время жизни нашей, и как просьба о благословении Божием на начинающийся год.[12] Другими словами, для христианина главный смысл этого праздника в благодарении, формой которого стала традиция служения молебна на новолетие накануне вечером 31 декабря.
Подобно христианизации народных культов древности, здесь заметно некое «воцерковление» светского по установлению праздника, ставшего поводом принести благодарение Богу. К этому проявлению можно отнести и недавно появившуюся традицию служения Божественной Литургии в новогоднюю ночь. Практика эта по преимуществу остается городской по причине того, что обеспечить молящимся возможность добраться до храма и организовать охрану на время богослужения в сельских условиях, как правило, не бывает возможности.
Попытаемся привести и рассмотреть существующие мнения как за, так и против вышеуказанной практики:
- В новогоднюю ночь происходит много самоубийств. Некоторые из них – одинокие люди, которые «на фоне всеобщей эйфории праздника часто не выдерживают груза своей депрессии»13. Для таких ночное богослужение может стать спасительным. Такой довод может рассматриваться только как возможность, так как степень вероятности этого очень мала. Люди, склонные к суициду, чаще всего невоцерковлённые, поэтому далеко не факт, что в новогоднюю ночь они придут в храм. Однако для обычного одинокого человека появляется возможность провести эти часы в церковной «семье».
- Ночная Литургия нужна для прихожан, имеющих желание и потребность встречать Новый Год молитвой в храме и участвовать в Таинстве Причащения. Действительно, многие прихожане предпочитают соборное проведение этого времени в храме вместо празднования дома в окружении характерно-мирском. Известны случаи совершения таких богослужений «по просьбам прихожан».
- Уход людей из семей в новогоднюю ночь – провокация семейного конфликта. Это семейный праздник, следовательно, его и надо проводить в семье. Но известно, что подобные семейные разногласия, например, касающихся поста, принято разрешать в духе любви по принципу «мир в семье прежде всего». Нередко бывает, когда на богослужение приходит вся семья, в таком случае праздник также становится семейным.
- Если мы поддерживаем гражданское празднование, то никто не будет отмечать Новый Год по юлианскому календарю.
С одной стороны, логичнее праздновать Новый Год в святочные дни, когда веселье дозволяется. Вопрос в другом: надо ли держаться за «старый» Новый Год, действительно ли он так ценен для нас? Как мы знаем, в церковном отношении оба праздника идентичны, с одной и той же смысловой нагрузкой, одинаково установлены государством. Однако, для большинства людей нашей стране, в том числе православных – «старый» НГ остался старым, как-бы дополнительным. Это праздник меньшинства и даже при желании реанимировать его вряд ли удастся.
- Люди, не по-христиански празднующие Новый Год решат, что Церковь однозначно их в этом поддерживает. Здесь можно увидеть желание найти моральный предлог для самооправдания, но вернее будет сказать, что в сознании некоторых людей праздник никак не ассоциируется с постом. Происходит это из-за незнания, в том числе на собственном опыте, смысла церковного проведения праздников. Действительно, праздник, понимаемый как невоздержание невозможно совместить с постом, но и невозможно его совместить с христианской жизнью. Нетрудно указать на различие в содержании того и другого празднований. Церковь служит людям убежищем от окружающего безудержного веселья. В часы, когда весь мир находится в ликовании по поводу смены годового календарного круга, в храмах совершается общение с Творцом времени и приобщение к Вечности. По слову свт. Иоанна Златоуста, «праздник делает обыкновенно не многочисленность, а добродетель собирающихся, не драгоценность одежд, а красота благочестия, не обилие трапезы, а душевное усердие. Величайший праздник – добрая совесть»14.
- Литургия, согласно Уставу, это служба утренне-обеденная или же вечерняя (в дни Великого Поста), но не ночная. Исключение составляет только Пасха. Проблема видится в том, что в преддверии Нового Года не в каждом храме служится Вечерня с Утреней. В этом случае Литургия, являющаяся логическим завершением суточного круга богослужений, остаётся оторванной от предшествующих служб. Как возможный вариант есть предложения в новогоднюю ночь совершать молебен (новогодний или др.) с сопровождением акафиста.
В конечном счете, эти практические вопросы находятся в ведении священноначалия, но очевидно, что практика совершать «новогоднюю» Литургию уже прижилась в Русской Православной Церкви и принята верующими. Цитируя слова прот. Максима Козлова, «это есть свидетельство того, что Церковь на самом деле, при всей любви к Уставу и неотменимости, принципиальной малоизменяемости Устава, учитывает и реалии жизни. Учитывает она и то, что после десятилетий советской власти именно первое января многими тысячами наших соотечественников воспринимается как день Нового года. <…> Так что в самом совершении богослужения в этот день есть выражение общецерковного отношения к действительности нашей жизни»15.
С другой стороны Новый Год всё же не праздник веры. Апостол Павел пишет в послании к колоссянам: «никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16). Новогоднее празднование не может иметь для нас особо важного значения также и по причине скорой встречи Рождества Христова.
Несомненное достоинство ночного богослужения видится в том, что человеку, желающему праздновать Новый Год, предоставляется возможность выбрать между хорошим и лучшим: встретить в семейном кругу, либо молитвой в храме. Всё в жизни можно употребить как на добро, так и во зло, и правильно распорядиться предоставленными благами – задача самого человека.
В заключение приведём слова выдающегося миссионера архим. Макария Глухарева: «… да научит нас Господь Бог познавать во всякое время святую волю Его, и пользоваться всяким временем для исполнения повелений его»16.
Литература
- Дионисий (Шленов), игумен. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века [Электронный ресурс] // Богослов.RU. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/373000.html (дата обращения: 9.02.2015)
- Дьяченко Григорий, прот. Праздничное богослужение. Книга 2. – Киев: «Пролог», – 2007. – С. 297-298.
- Иоанн Златоуст, свт. Слово на Новый год. [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/novyj_god/ (дата обращения: 9.02.2015)
- Макарий (Глухарев), архим. Слово <...> на Новый год. // Прибавления к Творениям св. Отцов, 1848. – Ч. 7. – Кн. 2. – С. 281.
- Миссиология: учебное пособие / под общ. ред. Иоанна (Попова), архиеп. Белгородского и Старооскольского; отв. ред. А. Гинкель, свящ. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. – С. 87.
- Молебен на Новый Год. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». – Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obrjady-pravoslavnoj-tserkvi-all.shtml (дата обращения: 9.02.2015)
- Панагопулос Иоанн, проф. Смысл, содержание и богословие церковных праздников [Электронный ресурс] // Русская Православная Зарубежная Церковь. Германская епархия. – Режим доступа: http://www.rocor.de/assets/alt/Vestnik/20002/html/sinn.htm (дата обращения 9.02.2015).
- Платон. Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древне-греч. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – Т. 3, – ч. 2. – С. 126-127.
- Полетаева Т.А., прот. Алексий Куренков. «Православная культура: история и традиции» в 2 книгах. 2 изд. дополненное и переработанное. – Белгород: Синодальный Миссионерский отдел, 2012. – С. 291.
- Сопова А. Новогодняя Литургия: зачем и для кого? [Электронный ресурс] // Татьянин день. – Режим доступа: http://www.taday.ru/text/819352.html (дата обращения 9.02.2015).
- Толстая С. М. Поминальные дни // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Международные отношения, 2009. – Т. 4. – С. 162.
- Чебатко М. Новогодние суициды. [Электронный ресурс] // РБК. – Режим доступа: http://rbcdaily.ru/politics/562949979043877 (дата обращения 9.02.2015).
______________________
1 Панагопулос Иоанн, проф. Смысл, содержание и богословие церковных праздников [Электронный ресурс] // Русская Православная Зарубежная Церковь. Германская епархия. – Режим доступа: http://www.rocor.de/assets/alt/Vestnik/20002/html/sinn.htm (дата обращения 9.02.2015)
2 Там же.
3 Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древне-греч. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – С. 126.
4 Там же, С. 127.
5 Панагопулос Иоанн, проф. Смысл, содержание и богословие церковных праздников [Электронный ресурс] // Русская Православная Зарубежная Церковь. Германская епархия. – Режим доступа: http://www.rocor.de/assets/alt/Vestnik/20002/html/sinn.htm (дата обращения 9.02.2015)
6 Миссиология: учебное пособие / под общ. ред. Иоанна (Попова), архиеп. Белгородского и Старооскольского; отв. ред. А. Гинкель, свящ. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. – С. 87.
7 Полетаева Т.А., прот. Алексий Куренков. «Православная культура: история и традиции» в 2 книгах. 2 изд. дополненное и переработанное. – Белгород: Синодальный Миссионерский отдел, 2012. – С. 291.
8 Толстая С. М. Поминальные дни // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Международные отношения, 2009. – Т. 4. – С. 162.
9 Дьяченко Григорий, прот. Праздничное богослужение. Книга 2. – Киев: «Пролог», – 2007. – С. 297-298.
10 Дионисий (Шленов), игумен. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века [Электронный ресурс] // Богослов.RU. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/373000.html (дата обращения: 9.02.2015)
11 Иоанн Златоуст, свт. Слово на Новый год. [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/novyj_god/ (дата обращения: 9.02.2015)
12 Молебен на Новый Год. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». – Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obrjady-pravoslavnoj-tserkvi-all.shtml (дата обращения: 9.02.2015)
13 Чебатко М. Новогодние суициды. [Электронный ресурс] // РБК. – Режим доступа: http:rbcdaily.ru/politics/562949979043877 (дата обращения 9.02.2015)
14 Иоанн Златоуст, свт. Пять слов об Анне. [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ob_Anne (дата обращения: 9.02.2015)
15 Сопова А. Новогодняя Литургия: зачем и для кого? [Электронный ресурс] // Татьянин день. – Режим доступа: http://www.taday.ru/text/819352.html (дата обращения 9.02.2015)
16 Макарий (Глухарев), архим. Слово <...> на Новый год. // Прибавления к Творениям св. Отцов, 1848. – Ч. 7. – Кн. 2. – С. 281.
В «постном» проведении Нового Года также можно увидеть один положительный момент: церковным людям, склонным к увеселениям и пьянству, пост служит как хорошее сдерживающее средство.