Перейти к основному содержимому
Павел Герасимов
Москва, РПУ св. Иоанна Богослова

Система главных тем Библии как выражение смыслового единства Писания

XIX Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики

Современные процессы в образовании связаны с переходом высших учебных заведений на новый стандарт, определяемый целями и задачами Болонского процесса, одна из которых — уменьшение затрат на процесс образования [1, с. 197]. Компетентностный подход предполагает перенос акцента с традиционных знаний, умений и навыков на способность их применять и опыт положительного отношения к будущей деятельности, что влечет увеличение доли самостоятельной работы студентов. Понимание обучения как воспитания способствует усилению роли универсализации образования в противовес специализации [2, c. 37]. Новая философия образования (образование через всю жизнь) вместо прежней (образование на всю жизнь) предполагает первую ступень образования (бакалавриат) считать лишь базой для продолжения обучения [1, c. 206]. Поэтому ФГОС ВПО предполагает 50% учебной нагрузки отводить на аудиторные занятия, а другие 50% на самостоятельную работу, причем на лекции — основную форму передачи знаний — отводится не более 40% аудиторного времени [3, с. 16]. Все это напрямую приводит к уменьшению аудиторных часов на изучение дисциплины. Так, например, в духовных школах традиционно отводилось 360 лекционных часов на изучение Нового Завета, в церковном образовательном стандарте 2009 года 300 часов, а в современном учебном плане МДА (бакалавриат) 184 часа. В светских вузах, порой, на изучение всего Ветхого Завета и всего Нового Завета отводится по 72 часа соответственно, из которых только 36 — лекционных.

В результате преподаватель оказывается  перед серьезной проблемой: как в столь сжатое время уложить сведения о таком объемном тексте и столь сложном его содержании? При этом имеющиеся церковные толкования отличаются обширностью, а современная учебно-методическая литература для преподавания Писания крайне недостаточна. Очевидно, что в таких условиях необходимо успеть сказать о самом главном — том, что составляет смысловую сердцевину книг Библии. Но каким способом следует отбирать главное в процессе преподавания и что является основанием для этого?

В процессе конструирования программы учебной дисциплины принято исходить из самой природы преподаваемого материала. В данном случае Священное Писание — Библия — это священный текст. В примерном учебном плане стандарта теологии этот подраздел профессионального блока дисциплин так и называется: «сакральные тексты конфессии»[3]. Действительно, Библия — это текст. И при изучении Писания давно принято пользоваться всем тем, что наработала филологическая наука, изучающая тексты ([4], [5], [6]). А в любом тексте главное — это тема, выражающая содержательное ядро текста и обеспечивающая его целостность [7]. Именно тема — «то, что описывается в тексте, о чем идет повествование» — лежит в основе содержания текста [8, c. 205]. Увидеть и правильно сформулировать тему — это главное в процессе понимания текста.

Священное Писание — особый текст. В нем представлены истины Божественного Откровения. Однако, в отличие от догматической литературы или творений Святых Отцов Церкви, истины в Писании даны не в рационалистическом дискурсе, а в особой форме. Спаситель, на вопрос фарисея: «Кто мой ближний?», дает ответ не в логически-понятийной форме, а в форме притчи, из содержания которой сам фарисей, а теперь уже и читатель Евангелия, должен самостоятельно вывести ответ на вопрос. Эту особенность Писания отмечает блаженный Августин, когда говорит, что мысль, выраженная подобиями и сравнениями, более нравится слушателю, чем та же мысль, выраженная самыми ясными и собственными словами [9]. В этом смысле Священное Писание чем-то походит на художественный текст, где смысл и содержание скрыты за художественными образами.

Современные специалисты указывают, что анализ литературного текста состоит из ряда этапов, где самый высший — интерпретация — «представляет собой установление смысла познаваемых явлений: смыслополагание или смыслооткровение», который «следует трактовать как понимание» [10, c. 12]. В процессе анализа текста «ученому не остается ничего иного, как анализировать объективную данность текста в качестве системы» [10, c. 16]. И поэтому следует говорить о Библии как о целостной системе книг. И действительно, «Библия представляет собой совокупность взаимозависимых частей. Ни одна книга Библии не является самодостаточной, автономной. Смысл и значение отдельных частей углубляется и модифицируется другими частями. Отдельные книги или отрывки вносят свой вклад в общую картину» [11, c. 173].

Если рассматривать текст Библии как целостную систему, то, согласно системному подходу, главной системообразующей категорией является цель. Именно об этом говорит П.И. Савваитов в классическом труде по герменевтике: «Поскольку Господь даровал людям слово Свое с известной целью … следственно для надлежащего уразумения подлинного смысла, содержащегося в книгах Священного Писания, неоходимо знание цели сих книг. … Цель Священного Писания может быть рассматриваема в четырех отношениях: 1) как цель общая всему Писанию, 2) как главная цель каждой священной книги, 3) как частная цель каждого отделения известной книги и 4) как частнейшая цель слов и выражений, рассматриваемых в частности» [12, c. 64-65]. В этом смысле иерархия целей каждой книги Священного Писания оказывается в соответствии с понятием темы: «В совокупности со своим смысловым предикатом тема текста образует тезис целого текста: выражение его основной мысли. В крупном тексте тема текста делится на подтемы и субподтемы, отражающие содержание относительно самостоятельных частей целого текста, так что категория темы образует иерархическую интеллектуальную структуру» [7]. Именно такой подход к изучению Священного Писания и является основой для понимания главного смысла Библии.

Если отнестись к Писанию как единому тексту — а мы имеем право на такой подход, т.к. она и существует в виде одной книги, - то мы должны ответить на вопрос: какова главная, основная тема Библии? При этом в процессе формулировке темы мы должны избежать как слишком абстактных формулировок, так и слишком частных. Самый очевидный ответ таков: Библия — книга о спасении. Таким образом, спасение — вот главная тема Писания. В то же время Библия историчеки существует в виде двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Очевидно, что и тема спасения должна частным образом раскрываться по-своему в каждой из этих частей. Тогда справедливо будет утверждать, что тема Ветхого Завета, как «детоводителя ко Христу» (Гал.3:24), это — обещание спасения, а тема Нового — осуществление спасения.

В свою очередь Ветхий Завет как текст существует в виде четырех разделов: законоположительные, исторические, учительные и пророческие книги. Значит, тема обещания спасения может быть раскрыта в каждой книге как «закон Божий о спасении», «история спасения», «что надо делать для спасения» и «когда придет спасение». Новый Завет также принято подразделять на 4 раздела, однако исторически он существует в виде двух книг: Евангелие и Апостол. И тогда основная тема Евангелия как совокупности книг четырех Евангелистов, будет «осуществление спасения Христом», а основная тема Апостола - «осуществление спасения в Церкви».

При переходе на следующий уровень общности можно говорить о теме каждой книги. В Библии 50 ветхозаветных и 27 новозаветных книг. Поэтому в рамках доклада  можно показать пример, как формулировать темы каждой книги Писания на основании системного единства тем. Так, темы книг Пятикнижия — книг о законе Божием — могут быть сформулированы следующим образом: Бытие — «откровение о Боге» или «вера в бытие Божие»; Исход — вера в Промысел Божий; Левит — как надо служить Богу; Чисел — практическая жизнь по закону Божию; Второзаконие — систематизация, обобщение откровенного закона Божия. 

В Новом Завете книга «Евангелие» состоит из четырех отдельных Евангелий, темы которых могут быть сформулированы следующим образом: Евангелие от Матфея — Пророческое служение Христа; от Марка — Царское служение Христа; от Луки — Первосвященническое служение Христа; от Иоанна — Божественная природа Христа. Сразу становится понятным и смысловое различие синоптических Евангелий от четвертого: единая тема четвероевангелия «осуществление спасения во Христе» распадается на две подтемы: «человеческое служение Христа» и Его «Божественное происхождение Христа». И тогда становится понятным существование именно трех синоптических Евангелий, точно согласующихся с изложением спасительного дела Христа в догматическом богословии. Тема Апостола в свою очередь распадается на следующие: Деяния — книга о рождении Церкви, где и осуществляется спасение в истории человечества. Соборные Послания можно интерпретировать как книги о том, какой должна быть Церковь. Послания апостола Павла объединяются другой темой — богословие Церкви. Наконец, книга Откровения показывает, какой будет Церковь в конце времен и в самой вечности.

Следует отметить, что процесс формулирования темы очень сложен и труден и связан с субъективным восприятием текста. Это основная проблема современной дисциплины анализа текста: необходимость личного, индивидуального прочтения и восприятия текста с необходимостью выделить интерсубъективные элементы, которые и есть научные факты.  Темы могут быть сформулированы иначе, до тех пор, пока не появится наиболее точная, выражающая самую суть книги. Безусловно, представленная схема является лишь скромной попыткой выразить смысловое и тематическое единство Священного Писания. Однако такой подход, на наш взгляд, дает возможность увидеть главный смысл каждой книги, позволяет не запутаться в огромном массиве разнообразных комментариев и толкований, а также конструировать учебные курсы, посвященные изучению Библии, не боясь не уложиться в отведенную нагрузку и упустить главное. Наконец, в богословско-теоретическом отношении, этот подход позволяет увидеть замысел всего Священного Писания, т.е. воочию — практически литературными средствами — убедиться в том, что у Священного Писания действительно один Автор — Святой Дух.

Список литературы

  1. Трайнев В.А., Мкртчан С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М., 2010.
  2. Добренькова Е.В., Нечаев В.Я. Университеты: к обществу знаний. М., 2005.
  3. Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов. М., 2011
  4. Стилианопулос Т. Новый Завет: православная перспектива. М., 2008.
  5. Ванхузер К.Дж. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания. Черкассы, 2007.
  6. Толкование Нового Завета. Сборник эссе о принципах и методах. Под ред. А.Г. Маршалла. СПб., 2004.
  7. Матвеева Т.В. Тема текста. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003.
  8. Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
  9. Августин Иппонский, блаж. Христианская наука или основания священной герменевтики. Кн.2, гл.7 (http://www.moral.ru/augustin/doctrine02.html#04).
  10. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.
  11. Уилхойт Дж., Райкен Л. Эффективное преподавание Библии. Ровно, 2007.
  12. Савваитов П.И. Библейская герменевтика. Православное учение о способе толкования Священного Писания. М., 2012.