Перейти к основному содержимому
Сергей Матвеев
Санкт-Петербург, РХГА

Аюрведа в ведическую эпоху

XIX Сретенские чтения, секция религиоведения
Термин аюрведа состоит из двух частей: айу («жизнь») и веда («знание, ведущее к совершенству»). Следовательно, аюрведу можно с полным основанием считать наукой жизни.

Это как наука, так и практика, где используются различные методы физического, ментального и духовного совершенствования, содержат наставления о правильном образе жизни для поддержания физического и психического здоровья1. Более того: аюрведа придает большое значение экологии: состоянию фауны, флоры по отношению к человеку. В настоящее время в Индии насчитывается сотни аюрведических школ и тысячи практикующих врачей, как в деревнях, так и в больших городах — Дели, Мумбае, Чхеннае и других. Аюрведические центры можно обнаружить по всему миру, многие их них представляют собой целые учреждения с вегетарианскими кафе, ресторанами, клиниками, магазинами, где предлагается большое разнообразие целебных препаратов. Аюрведа официально признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), которая одобряет и рекомендует ее Национальным системам здравоохранения, это предмет современного медицинского исследования. В 1985 году генеральный директор ВОЗ доктор Маргарет Чен на Конгрессе по народной медицине заявила: «Древние медицинские системы из других стран, например, индийская аюрведа, содержат аналогичные подходы к здоровью. Это историческое достояние, которое тем более актуально перед лицом трех главных жизненных невзгод XXI века: глобализации, нездорового образа жизни, стремительной незапланированной урбанизации и старения населения. Эти глобальные тенденции имеют глобальные последствия для здоровья, которые особенно заметно проявляются в повсеместном росте числа хронических неинфекционных заболеваний, например болезней сердца, рака, диабета и психических заболеваний»2.

Аюрведа уходит корнями к ведическим временам, насчитывает более чем 5000. Никакая другая область науки не сохранила такие древние тексты, которые активно используются на практике до сих пор в аюрведе.

Аюрведа упомянута в различных древнеиндийских писаниях: Ведах, Упанишадах, Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Йога Шастрах. Она формирует базис современной индийской медицины. Известные современные мастера йоги — такие как Свами Шивананда, Шри Ауробиндо Гхош, Парамахамса Йогананда — с уважением отзывались об аюрведе и рекомендовали ее изучение своим ученикам.

Аюрведическая доктрина в целом передается по древней цепи ученической преемственности. Среди последователей данной традиции принято считать, что древних мудрецов на составление Вед (частью которых является аюрведа) вдохновил верховный творец Брахма. Таким образом, ведические писания расцениваются как вечный источник знания. Следовательно, трактаты по аюрведе — самые древние известные людям медицинские источники. Важнейший акцент здесь ставится на то, что это знание должно быть использовано на благо всего человечества.

В священных древнеиндийских писаниях зафиксированы многие истории, которые показывают, что в ведическую эпоху была развита сайнья чикитса (лечение армии, войска), или же просто чикитса (лечение). В древнейшем собрании религиозных гимнов «Риг-веде» присутствуют неединичные примеры, когда ведийские божества Ашвини Кумары, которые появляются перед рассветом в золотой колеснице и приносят людям богатство, предотвращают неудачи и болезни, выполняли удивительные хирургические операции. Например, дочери царя Равела Вишакхе были изготовлены стальные ноги, а мудрецу Дадхичи была вставлена лошадиная челюсть3.

В «Атхарва-веде», «Каушиксутре», «Рамаяне», «Махабхарате», «Харшабхари» содержатся тщательные описания оснащения полевых врачей4. В «Артхашастре» древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья — приводится обсуждение докторов, обладающих необходимыми, агадой (ядом), аушадхой (лекарствами), вастрой (одеждой), паничаракой / паричарикой (медсестрами), снехой (любовью), шастрами (инструментами), янтрами (оборудованием)5. История донесла до нас имена знаменитых учителей аюрведы: Чарака, Сушрута, Вагбхата, Атри. Наряду с доскональным изучением ботаники, анатомии, биологии они являлись йога-мастерами и подчеркивали, что йога есть неотъемлемая часть лечебной практики. Аюрведа стремится найти баланс и гармонию между человеком и окружающим его миром. Основополагающий принцип здесь: профилактика важнее лечения.

Мастера йоги и жрецы указывали вероятные причины болезней:

1) наказание богов за совершенные греховные проступки;

2) одержимость злыми духами;

3) наведение порчи, сглаза.

В «Атхарва-веде» перечисляются различные мантры и заклинания, которые следует читать во всех описанных выше случаях6.

Ведические трактаты указывают на целевую направленность любых практик, в том числе и целительных. Так, в соответствии с положениями школ индийской философии, для достижения полной эволюции человеческого существа необходимо пройти через 840 000 рождений в этом мире. Цель же всех совершающихся воплощений — облагородить, исполнить духом пребывание на земле, а обретенный на протяжении земной жизни опыт принести в высшие миры. Фокус внимания аюрведы направлен на изучение связи человека и различных миров — как физических, так и духовных. Ведические тексты отводят человеческому существу важное место в общей эволюции вселенной, подчеркивая, что следование законам вселенной наполнит жизнь высшим смыслом.

Целью аюрведической практики служит стремление достижения освобождения от всего того, что мешает жить гармоничной счастливой духовной жизнью. А подобное освобождение немыслимо без совершенного здоровья, которое считается основой жизни. Ведический идеал — здоровый, счастливый человек, исполняющий свой долг, дхарму. Такой человек не будет обузой для окружающих и сможет успешно посвятить свою жизнь служению — как другим людям, так и богам. Ведические обращения к богам фиксируют подобные умонастроения: «О Индра, в каждом сражении придай нашим телам силу мужей!»7.

Именно здоровая жизнь понимается как добродетельная и является противоположной адхарме — поступкам, которые нарушают установленные богами космические законы. Адхарма, соответственно, приводит к дисгармонии, страданиям и болезням.

Однако внимание аюрведы как ведического руководства здоровой жизни направлено не только на изучение нарушений работы организма человеческого существа: эта наука обращает также внимание на мир животных (им занимается мритаюрведа) и мир растений (им занимается врикшаюрведа).

Именно в ведическую эпоху особое внимание уделялось ветеринарному искусству. Так, коровы почитались священными и весьма дорогостоящими животными: их предлагали в качестве приданого, отдавали за долги. Топленое коровье масло гхи использовалось в жертвоприношениях, различных ритуалах, оно считается одним из лучших целебных препаратов от самых различных заболеваний. Бог Кришна почитается как Гопала («защитник коров») или Говинда («приносящий радость коровам»)8.

В свою очередь, мритаюрведа дала начало многим дополнительным отраслям ведического знания, таким как: гаваюрведа (лечение коров), ашваюрведа (лечение лошадей), гаджаюрведа (лечение слонов) и другим.

Изучение аюрведических трактатов указывает на две основные школы врачевания и восемь направлений аюрведы. Эти восемь дисциплин известны как Аштанга Аюрведа:

1. Кайя чикитса, внутренняя медицина. Здесь подразумевается диагностика и лечение общих болезней, то есть болезней, воздействующих на все тело, типа лихорадки, диареи, кровоизлияния, сумасшествия, истерии, эпилепсии, болезней кожи, туберкулеза, диабета и так далее — в отличие от болезней, наносящих вред какому-либо отдельному органу.

Это одна из наиболее важных областей аюрведы. Она работает с причиной болезни, ее развитием, симптоматикой, средствами лечения, питанием. Кайя означает «все тело».

2. Шалья тантра, хирургия. Любой инородный предмет, который входит в человеческое тело и причиняет ему боль, называется шалья. Шалья тантра — отрасль знания, имеющая дело с шальями. Она состоит из операционной хирургии и акушерства.

3. Шалакья тантра, лечение болезней глаз. Здесь предполагается диагностика и лечение болезней головы, а также ушей, глаз, рта, ноздрей и так далее.

4. Каумара бхритья, педиатрия. В этом разделе описывается лечение болезней детей, а также их питание и правильный уход за детьми и их воспитание. Многие болезни младенцев вызваны недостатками материнского молока; забота о его качестве — важная ветвь каумара бхритьи.

5. Бхутавидья, психотерапия, предполагает работу с духами. Эта отрасль аюрведы работает с колдовством и способами изгнания злых духов, а также с подношениями богам, демонам, гандхарвам, якшам, ракшасам и так далее. Лечению подвергаются болезни, вызванные негативным влиянием извне, демоническими сущностями. Бхутавидью можно сравнить с современными психотерапией и гипнозом.

6. Агада тантра, токсикология. В этом разделе описывается лечение укуса ядовитых змей, укуса крыс, скорпионов и других ядовитых существ. Речь идет о заразных болезнях, вызванных нападением на человека животных или микробов.

7. Расаяна тантра, гериатрия. Это область знания, занимающаяся вопросами сохранения молодости и продления жизни. Клетки каждого живого существа на протяжении жизни подвергаются различным изменениям. По мере старения они деградируют. Расаяна чикитса уменьшает степень такой деградации, тем самым, омолаживая тело.

8. Ваджикарана тантра, учение об афродизиаках. Это — наука сохранения и восстановления репродуктивной силы9.

Великий ученый-энциклопедист Х века Аль-Бируни из Хорезма, рассказывая об Индии, писал: «У индийцев есть наука, подобная алхимии и специфически им присущая. … Основные цели заключаются в том, чтобы вернуть здоровье безнадежно больному, юность — умирающим старикам… и даже достичь долгих лет жизни на свете»10.

В аюрведе содержатся четкие и подробные указания о том, что следует и чего не следует делать в этом направлении. Прославленный мастер аюрведы Чарака неоднократно указывал, что когда человек заботится о своем здоровье и поддерживает свое тело и свой дух в чистоте, он тем самым человек подготавливает себя к восприятию высших духовных истин и вхождению в высшие миры11. А «Шримад-Бхагаватам» утверждает: «Ради собственного тела, которое является источником постоянных беспокойств и повсюду следует за человеком, закованным в кандалы невежества и кармической деятельности, человек совершает различные поступки, и эти поступки заставляют его снова и снова рождаться и умирать в материальном мире» (3.31.31)12.

В ведическую эпоху аюрведические основы работы с человеческим организмом опирались на магически-религиозные верования и практики13. Со временем подобные формы врачевания, свойственные ранневедийскому периоду, исчезали, а им на смену приходили тщательно разработанные — уже с медицинской точки зрения — рекомендации, что нашло отражение в классических трактатах по аюрведе, написанных Чаракой и Сушрутой. Тем не менее, идея о необходимости человека пребывать в гармонии со своим окружением, что приводит к благости, является превалирующей в аюрведическом подходе до сих пор. Одна из возможных причин возрождения интереса к аюрведе во всем мире заключается в том, что люди ищут систему оздоровления тела и души, которая предполагала бы потребление как можно меньшего количества химических веществ с побочными эффектами.

 _____________________

1 Традиционная и нетрадиционная медицина. Толковый словарь от А до Я. СПб. : Весь, 2001. С. 43.

2 Чен, Маргарет. Выступление на Конгрессе ВОЗ по народной медицине. URL=http://www.who.int/dg/speeches/2008/20081107/ru/ (дата обращения 15/01/2013)

3 Махабхарата, Книга первая, Адипарва, гл. 33. М. : Ладомир. 1992.

4 См.: Atharva Veda Samhita, trans. William Dwight Whitney // Harvard Oriental series, Vol. VII. Delhi: Motilal Banarsidas Publishers, 1993; Махабхарата, Рамаяна. М. : Художественная литература, 1974

5 Бонгард-Левин. Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000.

6 См.: Атхарваведа. Избранное, пер. Т. Я. Елизаренковой. 2-е изд. М. : Восточная литература, 1995.

7 Самаведа. Декада IV К Индре, пер. С. А. Матвеева. М. : Амрита-Русь. 2012. С. 335

8Harivamsha, ed. by Pandit Ramachandrashastri Kinjawadekar and published by the Chitrashala Press in 1936. URL=http://mahabharata-resources.org/harivamsa/harivamsa-cs-index.html (дата обращения 15/01/2013)

9 Неаполитанский С., Матвеев С. Энциклопедия аюрведы. СПб. : Святослав. 2009.

10 Абу Рейхан Бируни. Индия, пер. А. Халидова, Ю. Завадовского. М. : Ладомир. 1995. С. 189.

11 См.: Caraka-Samhita, Text with English translation, ed. & trans. Priyat Sharma. Varanasi-Delhi: Chaukhambha Orientalia. 1983.

12 Шримад Бхагаватам, Третья песнь «Статус кво». М. : Бхаквиведанта Бук Траст, 1994. C. 415.

13 Zysk, Kenneth G. Medicine in the Veda. Delhi: Motilal Banarsidas Publishers, 1996. P. XIV.