Перейти к основному содержимому
Андрей Васенев
Тверь, Свято-Филаретовский институт

Вхождение современных катехуменов в церковную и личную молитву: затруднения, проблемы и пути их решения

XIX Сретенские чтения, секция миссиологии, катехетики и гомилетики
Тема, обозначенная в заглавии доклада, вскрывает ряд существенных вопросов, которые наиболее остро встают сегодня в русской православной церкви в связи с повышенным интересом к миссии и катехизации.

Один из вопросов этой проблематики — это вопрос обретения опыта личной и церковной молитвы в контексте введения человека в церковь через катехизацию, стоит в ряду основополагающих моментов воцерковления человека.

В молитве узнаётся человек и его устремление к богопознанию. Молитва, таким образом, играет роль, в том числе, и некоторого критерия воцерковления человека: ритм, участие в церковной молитве и содержание личной молитвы — вполне конкретные показатели духовного пути человека, как для катехизатора, так и для самого катехумена.

На сегодняшний день при резко возросшем интересе к этой области церковной жизни, мы наблюдаем дефицит методических материалов и работ, описывающих практический опыт катехизации.

Содержание этого доклада отразит приблизительную классификацию и систематизацию вышеуказанных проблем, а так же обозначение путей их решения в контексте огласительной системы и современной катехизической практики.

Церковь Христова рождается в молитве. «Евангелие от Луки заканчивается указанием, что апостолы пребывали в храме «постоянно… благословляя Бога» (Лк 24:53, Деян 5:12). Петр молится при наступлении шестого часа (Деян 10:9), он же и Иоанн идут на молитву девятого часа, что указывает на литургический ритм. Это общинная молитва подготавливающая пятидесятницу, в дальнейшем служит подготовкой ко всем вообще значительным моментам церковной жизни на протяжении Деяний».

Словами Феофана Затворника, «дело молитвы есть первое дело в христианской жизни».
Чтобы перейти к систематизации опыта, необходимо договориться о понятиях.

Если под катехизацией понимать введение оглашаемого в канонические, мистериальные и мистические границы церкви, то нетрудно понять, что внутрицерковное пространство предполагает, что всякий входящий в него входит и в молитву церкви. В свою очередь, введение в церковную молитву предполагает наличие опыта личной молитвы оглашаемого.
Условно все трудности вхождения оглашаемого в личную молитву можно разделить на два больших класса, используя универсальный критерий соотнесения с наличием или отсутствием молитвенного опыта у катехумена до оглашения.

Соответственно, в случае наличия такового, его необходимо выявить и дифференцировать.
Предположим, что катехумен не имел опыта личной молитвы. Наиболее часто встречаемыми проблемами будут:

1. Трудности изложения своих проблем катехуменом в связи с отсутствием опыта, с которым можно соотнестись

2. Ошибочное представление о молитве, как о чувственной медитации

3. Ошибочные представления о том, Кому возносится молитва. Отсюда варианты словесного аутотренинга или, напротив, излишняя образность молитвы

4. Разрозненность законов веры, жизни и молитвы. Не соотнесение содержания молитвы с реальностью

5. Утилитарный подход к молитве и в молитве. Например, когда все молитвы формулируются как прошения.

Если же до того, как человек пришёл на оглашение, он имел опыт личной молитвы, то многое будет определяться, тем, как формировался этот опыт ранее. Если это не православная практика, то наиболее частые проблемы — это:

6. Излишняя христоцентричность молитвы, в случае протестантского опыта.

7. Отклонения в области экзальтации или медитации в случае восточных практик

Если человек до оглашения имел опыт молитвы в православной традиции, то чаще всего встречаются проблемы:

8. Ограниченность свободы молитвы заученными или часто практикуемыми молитвами из молитвословов

9. Невосприимчивость к русскому языку молитвы. Предположение, что молитва на церковно-славянском языке «действеннее»

10. Проблемы с образностью и адресатом молитвы. То есть, человек в личной молитве может искать ориентир на икону, храм, алтарь или восток. А изнутри самой молитвы обращается к святому или к иконе, а не к Богу

Отдельным общим пунктом стоит вынести

11. Психофизические затруднения катехуменов с ограниченными возможностями (болезнь, старость)

Рассматривая вопросы, связанные с проблемами вхождения катехуменов в церковную молитву, необходимо расширить спектр тех проблем, что рассматривались выше за счёт введения измерения церковного собрания и храмового пространства.

Таким образом, критерий классификации будет сохранён и дополнен факторами внешнего и внутреннего затруднения вхождения современного катехумена в церковную молитву.

И тогда, допуская, что катехумен не имел опыта церковной молитвы, наиболее часто встречаемыми внешними проблемами будут:

12. Непонимание чина службы, основных акцентов, основных и главных мест богослужения. Редуцирование богослужения на приходах (не читаются «тайные» молитвы, отсутствует проповедь, каждение на чтение апостола и так далее)

13. Невосприимчивость к церковно-славянскому языку богослужения и чтения писания

14. Негромкая или невнятная молитва предстоятеля. Доминирующая роль хора на богослужении

Проблемами внутреннего порядка при отсутствии опыта церковной молитвы будут:

15. Ошибочная установка на интимный характер молитвы

16. Трудность в выстраивании ритма церковной молитвы

17. Боязнь храма

Проблемы катехумена, имеющего опыт церковной молитвы, как правило, больше внутренние.

18. Молитва «о своём». Выпадение из контекста собрания. Подмена совместной молитвы параллельной.

19. Ошибочная установка на то, что «всё понятно»

20. Ошибочная установка на созерцательное благоговение храмовой молитвы

В случае, если катехумен имел протестантский опыт, то можно назвать

21. Равнодушие друг к другу молящихся прихожан в собрании

Отдельно стоит отметить сопротивление инерционной приходской среды:

22. Смущение прихожан, привыкших к укладу своего прихода и, в связи с этим, явным образом выказывающих недовольство выходом катехуменов после возгласа «Оглашенные, изыдите», разделением вечернего и утреннего богослужения, отслеживанием молитвы по соответствующим книгам.

В практике решения вышеуказанных трудностей и проблем катехизатор, в нормальном случае, выступающий гарантом церковности, всегда исходит, в первую очередь, из церковного писания, церковного предания, традиции и из личного опыта молитвы. Он, как верный и живой член церкви, несущий служение научения, всегда должен наблюдать, анализировать и актуализировать свой опыт молитвы. Он должен достигать прозрачности собственного опыта, чтобы служить орудием просвещения других.

Тогда выход из той или иной затруднительной ситуации будет находиться по принципу определения подмены и расстановке адекватных акцентов в молитве. В частности, в первом, втором, третьем, шестом, седьмом и десятом случае, катехизатор через беседу, примеры из писания и предания научает оглашаемых свободной молитве своими словами, восходящей в Единому Богу Отцу. Приведение к этой норме должно базироваться на опыте богообщения оглашаемого. По сути своей, молитва есть богообщение. Но нельзя сказать, что человек, не имея опыта молитвы, или имея, но опосредованно, с какими-то иными отклонениями, был лишён общения с Богом. Этот опыт может быть весьма небольшим, редуцированным, он может скрываться под какими-то иными названиями, но катехизатор должен помочь катехумену найти его в своей жизни. Помогать в этом поиске могут поручители.

Четвёртый и пятый случаи имеют начало своего решения в различении и осмыслении четырёх типов молитв: просительная, благодарственная, ходатайство и славословие. А так же соотнесение этих четырёх духовных векторов со своей жизнью.

С одной стороны, во время оглашения из трёх основополагающих законов закон веры начинает преобладать. Человек открывает веру в себе и устремляется по этому пути. Катехизатор должен помогать оглашаемому помнить, подтягивать и собирать закон веры, закон жизни и закон молитвы в одно. Как пишет Феофан затворник: «трудно, да и едва ли возможно успеть в молитве, если в то же время не будем заботиться о других добродетелях». В практике оглашения это выражается в согласовании четырёх направлений оглашения: личная молитва, церковная молитва, чтение писания и изменение жизни.
Чаще всего это делается через соотнесение содержания молитвы, реальности жизни и пути веры. Например, когда человек в процессе оглашения не может наладить ритм чтения писания, а молится о благоустроении быта, то катехизатор, помощник или поручитель должны обратить внимание катехумена на разрозненность его устремлений при единстве пути. Наиболее ценный опыт научения молитве на оглашении — тот, который обретает человек, получив ответ от Бога на своё прошение. Этот же опыт может помочь катехумену преодолеть утилитарные тенденции и выйти на благодарственную молитву, ходатайство и славословие. При этом, опять же, до определённого момента молиться, ходатайствуя о других, катехумену не рекомендуется, кроме случаев, когда человек не может не молиться (болезнь, смерть, непреодолимый страх). Это связано с ответственностью молитвы и честностью перед Богом. Так как это целиком внутренний критерий, точно сказать, когда опыт ходатайства станет доступным для катехумена нельзя. В нормальном случае, если катехумен следит за тем, чтобы равномерно двигаться по четырём направлениям оглашения, то он достигает возможности ходатайственной молитвы к третьему этапу.

Наконец, в восьмом и девятом случае катехизатор должен сделать упор на безусловный авторитет церкви. Имеются в виду примеры молитвы в Писании и, в первую очередь, молитву самого Христа.

Что касается одиннадцатого пункта, то для таких катехуменов предполагается особое краткое оглашение. Катехизатору необходимо максимально точно выстроить систему катехизации, исходя из индивидуальных особенностей катехуменов: вместимость, восприимчивость, физические способности. Так же решается и вопрос с молитвой.

Вхождение катехуменов в церковную молитву требует пристального внимания катехизатора. Здесь, одновременно, ситуация представлена в явном виде: катехизатор может видеть всю группу целиком, может делать подсказки по ходу службы, обсуждать трудности сразу после молитвы и в скрытом виде, так как нужно обхватить вниманием всё собрание, нужно учитывать контекст личной молитвы оглашаемого и учитывать живое молитвенное общение церкви.

Таким образом, двенадцатая, тринадцатая и четырнадцатая трудности решаются при помощи:

Использование учебных пособий. Например, «Православное богослужение», издательство Свято-Филаретовского православно-христианского института. Том подбирается в зависимости от богослужения

Помощь катехизатора, помощника катехизатора или поручителя во время службы для акцентирования и подчёркивания основных моментов службы

Обсуждение затруднений и непониманий чина или молитв сразу после богослужения
Рассказа оглашаемым о некоторых элементах синаксарного богослужения с объяснением истории возникновения и символически-образного значения

Восполнение слова после писания по окончании службы для катехуменов, если в храме оно не прозвучало

Проведение утрени и вечерни для оглашаемых на русском языке

Все внутренние препятствия для вхождения катехумена в молитву можно выявить только через вопросно-ответную беседу. Особенно в той части, когда оглашаемый уже имеет опыт церковной приходской молитвы и не делает усилий для того, чтобы осмыслить службу, выявить главное, принять тот факт, что уста церкви — это предстоящий священник, а не хор.

Часто для этого требуется многократное повторение. В случае затруднений продвижения катехумена в церковной молитве, нужно находить его внутренние противоречия, несогласия, непонимания и разрешать их через беседу с отсылкой на традицию, на священное писание, дух и смысл соборной молитвы. Введение в церковную молитву должно быть дозированным и постепенным, но с положительной динамикой, выражающееся в формировании стабильного ритма.

Нужно связывать и собирать воедино молитву, веру и жизнь оглашаемого. Если человек претыкается на том, что молитва — это его личное интимное дело, то нужно связывать это с феноменом «веры в душе́» и разъяснять ложность этой позиции.

Тоже касается семнадцатого, восемнадцатого, двадцатого и двадцать второго пунктов. Если эти вопросы не связаны с психическим состоянием катехумена, а такие случаи всегда требуют отдельного подхода, то они имеют в своём основании подорванную веру в церковь и действие Божие в собрании верующих. Оглашаемым нужно показывать норму и свидетельствовать о Христовом собирании церкви.

Необходимо отметить, что существенную роль во вхождении катехуменов в церковную молитву играют поручители. С одной стороны, они помогают катехизатору более полно оценить ситуацию и выявить проблему, которую сам катехумен зачастую сформулировать не может за недостатком опыта. С другой стороны, в каких-то вопросах они могут обладать большей степенью доверия и подсказывать катехумену пути решения там, где он боится, по каким-то причинам, советоваться с катехизатором.

В любом случае, процесс катехизации — это дело церковное, требующее труда как самих оглашаемых, так и всех верных членов церкви.

В заключении необходимо отметить, что полностью описать всю проблематику введения человека в личную и церковную молитву представляется возможным только до определённой степени обобщающих случаев. Соответственно, пути решения тоже носят ориентировочный характер, за исключением тех вариантов, когда катехизатор точно знает и определяет проблему. В этом случае, решения могут получаться как некая последовательность точно направленных методических действий.

Приведённая в докладе классификация и систематизация проблем и трудностей, а также путей их решения требует детального рассмотрения, уточнения, детализации и проведения масштабной полевой работы по исследованию вопроса.

Литература и источники

  1. Интервью катехизаторов.
  2. Библия в синодальном переводе с комментариями и приложениями.
  3. Антоний (Блум), митр. Может ли ещё молиться современный человек // Беседы о молитве. Режим доступа: http://masarchive.org/Sites/texts/1970-00-00-1-R-F-T-EM01-011CanModernManPray.html (Дата обращения: 31.07.2012).
  4. Кочетков Г., свящ. Идите, научите все народы: Катехизис для катехизаторов. М., 1999.
  5. Льюис К.С. Статьи и выступления // Льюис К.С. Собр. Соч.: в 8 т. М., 2004. Т. 2. Статьи и выступления. С. 245–361.
  6. Православное богослужение: в пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 1: Вечерня и утреня. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2009.
  7. Православное богослужение: в пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 2: Последование таинства евхаристии: Литургия Св. Иоанна Златоуста. Свято-Филаретовский православно-христианский институт.
  8. Словарь библейского богословия / Под ред. Леон-Дюфура К. и др.
  9. Феофан Затворник, свт. Четыре слова о молитве. Режим доступа: http://palomnikam.info/svfeofan.html (Дата обращения: 31.07.2012).

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00