Особенности катехизической терминологии в Румынской православной церкви и Православной церкви Молдовы на современном этапе
Если вникать в смысл, то такой возглас звучит на грани абсурда, указывая на укоренившееся противоречие между формой и содержанием, на серьезный разрыв между историческим опытом церкви в области катехизации и современными реалиями церковной жизни.
Здесь мы сталкиваемся с несколько иной церковной обстановкой, нежели в Русской православной церкви. Так, в Республике Молдова и Румынии православное богослужение совершается на современном языке. На понятном языке звучит Священное Писание. В румынских школах повсеместно преподается Закон Божий с первого по восьмой класс. А в Республике Молдова, так называемые уроки религии (ore de religie), были введены в качестве факультативных совсем недавно, всего несколько лет назад.
Кроме того, в современном Уставе Румынской Православной Церкви предусмотрено, что Священный Синод составляет программы катехизации для молодежи и взрослых. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в Уставе Румынской православной церкви роль катехизаторов на приходах предписывается не только священникам и диаконам, но и студентам-богословам и даже регентам.
Кроме того, в ряде епархиальных центров Румынии за последние несколько лет были открыты бюро по вопросам катехизации.
Тем не менее, возвращаясь к приведенному в начале примеру с возгласом для оглашаемых, мы видим, что ситуация намного сложнее. В рамках этого доклада предложить исчерпывающий анализ не представляется возможным, поэтому ограничимся кратким обзором терминов, связанных с катехизацией в Молдове и Румынии на современном этапе, т.е. за минувшие два десятилетия.
В качестве источников были использованы румыноязычные электронные издания, учебные и публицистические материалы по катехетике, новостные заметки, материалы церковных сайтов и блогов Молдовы и Румынии.
Изучение этих источников позволило прийти к выводу, что термины, связанные с катехизацией, широко используются в румыноязычном церковном дискурсе. Чаще всего можно встретить такие термины, как catehizare (катехизация) и cateheză (огласительная беседа).
Однако контекст указывает на то, что здесь смешиваются понятия катехизации и христианской педагогики. В абсолютном большинстве случаев упоминание терминов «катехизация», «катехизический» связано с детской воспитательной работой на приходах и в школах. Отражение сложившегося положения дел можно найти в современных румынских учебниках по катехетике для духовных учебных заведений, где основное внимание уделено христианской педагогике и дидактике.
Также часто смешиваются понятия миссии и катехизации. У некоторых авторов можно встретить такие понятия, как «послекрещальная катехизация» и «катехизическая миссия». Такое смешение оказывается неизбежным в тех условиях, когда в румынской и молдавской православной среде повсеместно распространено младенческое крещение.
Под «послекрещальной катехизацией» могут подразумеваться самые разные вещи. Чаще всего, имеется в виду пастырское служение священника на приходе. В частности, принято считать, что речь идет о проповедническом служении, в котором, в свою очередь, легко смешиваются пласты миссионерской, катехизической и гомилетической проповедей.
Уже упомянутый термин cateheză (по-русски «огласительная беседа»), как правило, используется для обозначения встречи пастыря с мирянами на приходе, обычно многодневными постами. Такие «огласительные беседы», отдельные или включенные в определенный цикл, могут проводиться на разные темы (библейские, исторические, литургические, догматические, беседы перед крещением или венчанием и т.д.).
Кроме того, в Молдове и Румынии довольно распространены так называемые «огласительные» встречи для молодежи, организуемые в стенах университетов, с приглашением духовных лиц, которые готовы ответить на вопросы аудитории на заданную тему.
Примечательно, что «экзамены» для священников (аттестация, повышение в чине, перевод на другой приход, назначение из села в город) предусматривают также составление целого ряда «огласительных встреч». Рекомендации по разработке таких «огласительных бесед» можно найти в румынских учебниках по катехетике2. В частности, в учебнике свящ. Василия Гордона приводятся примерные планы для огласительных бесед, которые могут быть равным образом адаптированы как для урока Закона Божьего в школе, так и для беседы со взрослыми прихожанами в церкви.
О катехизации взрослых в Румынской православной церкви всерьез заговорили только в минувшем десятилетии, когда стали видны результаты повсеместного и обязательного преподавания Закона Божьего в школах с 1989 года.
Как отмечает доктор богословия Раду Преда в своей статье «Катехизическая роль мирян в церкви. Историческая парадигма и пророческий вызов», провал катехизации в современных условиях в Румынской православной церкви связан, как ни странно, с преподаванием Закона Божьего в школах. Дело в том, что дело научения детей и молодежи христианской вере целиком отдано школьной системе, которая на протяжении десятилетий существовала под знаменами атеизма. Автор считает, что, таким образом, церковь перестала исполнять свою катехизическую функцию и целиком делегировала эту харизму школьным урокам Закона Божьего. Т.е. церковь рассчитывала и продолжает рассчитывать на то, что следовало бы считать результатом катехизации, но ни в коем случае не катехизацией как таковой3.
Не так давно можно было встретить такое мнение, что такой «школьной катехизации» достаточно, потому что дети, которых учат в школе Закону Божьему, своим примером способны «оглашать» малоцерковных взрослых в семье. Однако реальное положение дел свидетельствует совсем об обратном. Этот вопрос заслуживает отдельного внимания, но в рамках нашей темы не предполагает подробного рассмотрения.
Кроме того, следует отметить, что на фоне стремительно меняющейся исторической действительности в Румынской православной церкви назрели новые проблемы. После того, как в 2007 году Румыния вступила в Европейский Союз, румынское общество столкнулось с серьезной проблемой секуляризации.
Так, например, свящ. Константин Некула, один из виднейших представителей Воинства Господнего4, в своей статье «Катехизация взрослых — пастырская необходимость», перечисляет целый ряд факторов, с которыми пришлось столкнуться Румынии после вступления в Евросоюз: идеологический и культурный плюрализм, ускоренный ритм жизни, информационный бум, социальная мобильность, новый геополитический расклад. На его взгляд, на фоне всего этого катехизация взрослых необходима совершенно безотлагательно5.
Итак, какие шаги в этом направлении были сделаны в Румынской православной церкви к настоящему времени?
В сентябре 2011 года, в ходе работы Национального конгресса "О Христе — детям" (“Hristos împărtăşit copiilor”), организованного по благословению румынского патриарха Даниила, был представлен новый проект катехизации для взрослых под названием «Путь ко спасению» ("The Way"), разработанный по следам «Альфа-курса». Его презентация в Румынии состоялась при личном участии автора проекта Дэвида Фроста. В ноябре 2011 года Священный Синод Румынской Православной Церкви одобрил осуществление данного проекта на приходах. В октябре 2012 года в монастыре мч. Константина Брынковяну в Сымбэта-де-Сус прошла конференция, посвященная вопросам практического осуществления этого проекта в Румынской православной церкви. Материалы курса, переведенные на румынский язык, доступны на сайте Рымникского архиепископства.
Особого внимания заслуживает Румынский институт межправославных, межконфессиональных и межрелигиозных дисциплин «ИНТЕР» (Institutul Român de Studii Inter-ortodoxe, Inter-confesionale şi Inter-religioase (INTER)), в котором публикуются богословские статьи на самые актуальные для церкви темы. На сегодняшний день большинство статей, посвященных необходимости систематической катехизации взрослых, можно найти в альманахах именно этого института.
В рамках нашей темы также стоит особо упомянуть об известном нам церковном движении «Воинство Господне», которому в этом году исполнилось ровно девяносто лет. Примечательно, что само движение называет себя миссионерским. Неслучайно и то, в числе сторонников катехизации взрослых есть авторитетные представители этого движения, в частности, из духовенства.
Так, отдельного внимания заслуживают усилия свящ. Константина Некулы, направленные на то, чтобы указать на необходимость последовательного и адекватного современности научения взрослых христианской вере. В частности, в одной из своих статей он отмечает: «Для "катехизации взрослых" недостаточно только телепередач или материалов на страницах газет, журналов и веб-сайтов. Оглашение взрослых — это труд духовной и интеллектуальной майевтики, требующий необычайного умения и такта»6.
В той же статье «Катехизация взрослых — пастырская необходимость» автор приводит характерную деталь: «Опрос абитуриентов богословского факультета в Сибиу в 2005 году показал, что 80% желающих получить второе высшее образование, пришли в академическую среду за недостатком пространства культурного просвещения "во Христе" на своих приходах и в населенных пунктах. Только у 7% абитуриентов было отмечено желание принять священство. В числе поступающих 28% — женщины, которые самостоятельно искали углубленного познания смыслов в богословии»7.
(Еще один штрих к общей картине: свящ. Константин Некула отмечает в статье, что в Румынии катехизическая пастырская практика ориентирована преимущественно на безработных и пенсионеров.)8
Также следует упомянуть о деятельности свящ. Константина Ону из рядов Воинства Господнего, основавшего Национальный центр по подготовке, катехизации и миссии среди людей с проблемами слуха. Деятельность этого центра представляет интерес в связи с тем, что это одна из немногих инициатив катехизации взрослых в Румынской Православной Церкви на сегодняшний день, притом, что речь идет об опыте оглашения так называемых «особенных» катехуменов.
Что касается Православной церкви Молдовы, с отношением к необходимости катехизации дело обстоит несколько сложнее.
В отличие от Румынии, Республика Молдова еще не вошла в европейское сообщество. В настоящее время в республике широкое распространение получила идеологема о европейской интеграции как о единственно возможном пути ко всеобщему благоденствию. В свою очередь, отдельные фундаменталистки настроенные силы в Православной церкви Молдовы (например, общество Блаженной Матроны) реагируют на европеизацию молдавского общества чрезвычайно болезненно, отказываются от паспортов и прививок, проводят акции протеста против тех или иных законов, принимаемых парламентом, и настаивают на обязательном преподавании Закона Божьего в школах.
На фоне всего этого в молдавской церковной среде о катехизации речь заходит существенно реже, нежели в Румынии. Однако к самому термину «катехизация» отношение чаще всего положительное, если подразумеваются христианская педагогика и дидактика. Точно так же, как словосочетание «agapa frățească» (братская агапа) можно встретить, к примеру, на сайте Румынской патриархии. В данном случае речь идет о совместной трапезе прихожан после литургии.
Возвращаясь к тому, как обстоит дело с катехизацией в Православной церкви Молдовы, следует отметить существование в кишиневской митрополии отдела по религиозному образованию и катехизации. Однако на сегодняшний день о его деятельности, к сожалению, ничего не слышно.
Характерной иллюстрацией к тому, что в молдавской церкви принято считать необходимым для христианина, является так называемый «Малый катехизис», опубликованный на недавно открывшемся сайте «Православная Молдова» (http://ortodox.md/) при поддержке молдавской митрополии. В частности, в состав этого малого катехизиса, помимо Декалога, входят указания о надлежащем поведении в храме, правила о том, как вести себя в монастырях и кто может быть крестным отцом. Также приводятся девять церковных заповедей9, предписывающие, в том числе, молиться за правителей государства и причащаться раз в год постом.
На сегодняшний день в Молдове насчитывается около трехсот православных сайтов и блогов, то из них серьезное внимание миссии и катехизации уделяют считанные единицы. Стоит особо упомянуть об иером. Петре (Прутяну), свящ. Максиме Мелинти и свящ. Октавиане Мошине, свящ. Павле Боршевском, а также о Николае Фуштее. Ввиду ограниченного времени не представляется возможным рассказать подробно о каждом, но можно сказать, что их объединяет высокий уровень богословского образования, полученный не только в Молдове, но и в Румынии и других странах, а также интерес к истории церкви и литургике.
О необходимости возрождения катехумената и серьезной катехизации много пишет иером. Петр Прутяну, в прошлом преподаватель на богословском факультете в Единцах и в Кишиневской духовной академии, автор трудов по литургике, догматике и патристике. Отдельного внимания заслуживает его блог на румынском языке под названием «Pentru o teologie gândită și trăită» («Ради осмысления богословия и претворения его в жизнь», http://www.teologie.net/).
Свящ. Октавиан Мошин, возглавляющий Ассоциацию православных студентов Молдовы, настоятель Сретенского студенческого храма при Государственном университете Молдовы, еженедельно проводит так называемые катехизические вечера для молодежи на разные темы. С анонсами и содержанием этих встреч можно также ознакомиться на его официальном блоге (http://octavianmosin.info/).
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что на данном этапе в Румынской православной церкви и Православной церкви Молдовы можно говорить только о первых шагах к осознанию самой необходимости возрождения катехумената. Важно то, что многие из вышеупомянутых авторов видят неразрывную связь между возрождением катехизации и возрождением литургической жизни. В качестве заключения хотелось бы привести перевод одной цитаты из статьи «Миссионерское слово в пользу катехизации иного рода» исследователя Жана Николае: «Паралич народа Божьего перед Чашей Завета, ставший воскресной нормой, в свою очередь свидетельствует о существенном и тревожном искажении пасхального измерения веры. Более того, непричащение ни одного из верных на ежегодной пасхальной литургии или на праздничных Евхаристиях с участием множества епископов и священников — такое литургические поведение стало нормой во многих сельских общинах и не только. Все это говорит само за себя о последствиях равнодушия к катехизации и отказа от научения»10.
________________________
1 Preda R. Rolul catehetic al laicilor în Biserică. Paradigmă istorică şi provocare profetică. Revista Română de Studii Teologice și Religioase «INTER». Cluj-Napoca, 2007. P. 150.
2 Gordon V., Prof. Dr. Introducere în catehetica ortodoxă. București, 2003. P. 154.
3 Preda R. Rolul catehetic al laicilor în Biserică. Paradigmă istorică şi provocare profetică. Revista Română de Studii Teologice și Religioase «INTER». Cluj-Napoca, 2007. P. 153.
4 Свящ. Константин Некула — преподаватель на богословском факультете им. митрополита Андрея Шагуны в Сибиу, автор многочисленных книг и статей, член движения «Воинство Господне» в Румынской Православной Церкви, член редколлегии газеты «Iisus Biruitorul» («Иисус Победитель), выпускаемой типографией Воинства Господнего в Сибиу.
5 Necula C., Prof. Dr. Conf. Catehizarea adulţilor. O necesitate pastorală. INTER, I, 1-2, 2007. P. 187.
6 Necula C., Prof. Dr. Conf. Catehizarea adulţilor. O necesitate pastorală. INTER, I, 1-2, 2007. С. 191.
7 Ibidem. P. 187.
8 Ibidem. P. 185.
9 «1) с благоговением слушать (asculta) литургию каждое воскресенье и по праздникам; 2) соблюдать все посты в течение года; 3) почитать священнослужителей; 4) исповедоваться и причащаться каждым постом или хотя бы раз в год, Великим постом; 5) молиться за руководителей государства; 6) соблюдать посты, которые объявит местный епископ или митрополит в дни опасности, болезней или других бед; 7) не читать еретических или сектантских книг; 8) не присваивать себе и не использовать в посторонних целях предметы церковного обихода или церковное имущество; 9) не устраивать свадеб и приемов в дни поста» (http://ortodox.md/cateheza/9-porunci-bisericesti/, перевод с румынского).
10 Nicolae J. Cuvânt misionar pentru o altfel de cateheză. INTER, I, 1-2, Cluj-Napoca, 2007. P. 171-172.