Перейти к основному содержимому
Игорь Власенко
Москва, Свято-Филаретовский институт

Контрмиссия в РПЦ в конце XIX – начале XX века (1887-1918 гг.)

XIX Сретенские чтения, секция миссиологии. катехетики и гомилетики
Периодизация данного исследования обусловлена началом обсуждения проблемы контрмиссии на I миссионерском съезде в 1887 году, где она впервые была сформулирована именно как проблема. Верхняя граница исследования — 1918 год — время, когда положение Православной церкви в стране менятется коренным образом.

В учебнике РПЦ по миссиологии, изданном Миссионерским отделом Русской Православной Церкви в 2010 году, дается следующее определение контрмиссии: «Контрмиссия, или миссия против, связана со скрытым превозношением и запугиванием: эта позиция и церковная практика, доказывающая свою правоту путем явного или неявного унижения других людей, в частности, исповедующих другую веру»1. Авторы этого учебника также называют контрмиссию одним из главных темных двойников церкви, произрастающих на почве отсутствия активной миссии2.

Контрмиссия появилась в Православной Российской церкви вследствие ее борьбы с раскольничеством и сектами. Сам термин «контрмиссия» в то время не употреблялся, он появился значительно позже.

Можно сказать, что задача контрмиссии — показать неправильность, ложность, вредность для государства и личности учения и практики чуждой, по мнению церкви, религиозной организации, и любой ценой добиться запрета, разгона тех объединений, которые церковь считает, как сказали бы теперь ее идеологи, «тоталитарными сектами» и «деструктивными культами»3.

Согласно законам Российской империи конца XIX – начала XX века первенствующей и господствующей верой в России была вера православная, а ее верховным защитником и блюстителем являлся император4. С внешней стороны положение церкви в стране выглядело впечатляюще: в начале ХХ столетия жителей православного исповедания в России числилось 83 миллиона человек (т. е. практически всё население страны). Однако фактически влияние церкви на народные массы постепенно ослабевало, вера у многих становилась лишь долгом и традицией, а молитва — холодным обрядом по привычке5. Как следствие к концу XIX века во многих губерниях России появились различные неправославные христианские группы. По данным полиции, к 1905 году секты и различные старообрядческие согласия объединяли до 20 миллионов человек. Особенно быстро распространялся баптизм. Правительство пыталось остановить его распространение полицейскими мерами. Баптисты были признаны сектой; в 1894 году эта секта была признана особо вредной, баптистам было запрещено проводить собрания. Но борьба с баптизмом, против ожидания властей, вызвала бурный его рост и сделала проблему еще более острой.

Интересно, что отношение российских императоров к сектам было различным. Так, в XVIII веке Екатерина II приняла строгие меры против секты скопцов, однако она требовала, чтобы с ними поступали осторожно и осмотрительно, чтобы жизнь и безопасность этих людей была сохранена. Наказания соответствовали степени участия скопцов в жизни секты. Они были поделены на три категории: 1) начинщики (т. е. зачинщики), 2) люди, которые были начинщиками уговорены и уговаривали других, и 3) простаки — т. е. те, кто слепо повиновался безумству наставников. Для этих трех категорий существовали разные наказания. Для 1-х: высечь кнутом и сослать навечно; 2-х: высечь батожьем и сослать на тяжелые работы; третьих — отправить по своим жилищам. Император Николай I в 1826 году запретил все собрания скопцов. Однако при его предшественнике, императоре Александре I, проводилась различная политика: от веротерпимости и снисхождения к сектантам (особенно к духоборцам) до тайных указов поступать с ними как с врагами человечества.

Путь репрессий, преследований и притеснений является одной из причин неудач в борьбе, которая велась правительством и церковью со всевозможными разномыслиями, возникающими на религиозно-этической почве. Очевидно, что с пастырской точки зрения полицейские меры против сектантов себя не оправдывали. Приведем слова известного миссионера того времени епископа Сумского Алексия (Дородницына): «Все меры полицейские — не наши меры. Святые апостолы действовали словом истины и силами Божьими. Да и обращение спасительно только то, которое произведено словом истины»6.

Однако государство продолжало действовать уже привычными методами. В 1892 году был принят «Закон о раскольниках и сектантах», а 22 марта 1903 года на основании этого документа Святейшим Синодом и Сенатом было утверждено «Уголовное уложение», ряд статей которого был направлен против раскольников, прежде всего старообрядцев, находившихся вне Русской православной церкви. Статья 298 этого документа гласит, что губернаторы обязаны «со всею предоставленною им властью» содействовать православному духовному начальству в деле охранения прав церкви и незыблемости веры, чтобы ереси, расколы и другие, предрассудками и невежеством порождаемые заблуждения, не были распространяемы, и чтобы для этого были употребляемы все предписанные высочайшими постановлениями меры. А статья 618 определяет, что к таким мерам относятся введение метрических книг для раскольников и запрет распространения их учений.

Остановимся на некоторых методах контрмиссии, применявшихся в борьбе с сектами.

1. Тюремное заключение.

Отправлением в ссылку и заточением в монастыри лиц, провинившихся против церкви, обычно преследовалось три главные цели:

  • наказать виновного;
  • лишить его возможности распространять свои религиозные взгляды, т. е. в корне пресечь пропаганду идей, которые с точки зрения церкви признавались ложными, вредными, еретическими;
  • заставить виновного раскаяться, отказаться от своих убеждений; вернуть его в лоно церкви.

Еще со времен Петра I первого широко применялось заключение раскольников в подземные монастырские тюрьмы. Широкой известностью пользовалась тюрьма Соловецкого монастыря. Во второй половине XVIII века возникает новая монастырская тюрьма в центре России, в Спасо-Евфимьевском монастыре г. Суздаля. Известный публицист Александр Степанович Пругавин (1850-1920 гг.), напоминая о судьбе монастырских узников, «имевших проступки и преступления против церкви и религии, людей, подвергнутых заключению в монастырские тюрьмы», пишет об этом как «о печальной и мрачной аномалии, …о религиозных гонениях и нетерпимости»7.

2. Насилие.

Известны случаи, когда власти попускали издевательское, нечеловеческое отношение к людям, принадлежащим к сектам. Так, один из штундистов, Е.Н. Иванов, описывает, как его пытали, чтобы заставить отречься от своей веры: родной брат приказал мужикам раздеть его, привязать за руки и ноги, после чего тело прижигали горящими папиросами. Это случилось в августе 1896 года, а в декабре пытка повторилась: его руки и бороду зажимали в железные тиски и жгли спину горячим железом8.

В 1840 году в Бирском уезде в Оренбургской губернии насильно были крещены в православие в короткий промежуток времени более восьмисот марийцев-язычников9. Некоторые из крещеных подали жалобу на местных чиновников, принуждавших их к крещению. Большинство марийцев формально были обращены в православие в ходе агрессивной миссионерской компании. Марийцев не считали полноправными людьми и отрицали их способность сознательно принять христианство, это оправдывало применение к ним силы. Столкнувшись с некоторыми затруднениями, церковные власти обратились к местной полиции в Оренбургской губернии с просьбой оказать содействие служителям церкви в их усилиях по обращению марийцев в христианство. Первая жалоба относится к 1844 году, когда в деревню Ведрес-Калмаш для крещения прибыли окружной начальник Блударов со своими помощниками. Несколько семей согласились на крещение под угрозой отдачи мужчин в рекруты или отправления их в ссылку, но другая группа людей отказалась принимать крещение. Тогда помощники Блударова начали истязать старших в семействах с причинением жестоких побоев, так что одного крестили в бесчувственном состоянии.

3. Запрет на педагогическую деятельность.

Есть многочисленные свидетельства о притеснении старообрядцев, в том числе в области образовательной. А.С. Пругавин описывает, например, как старообрядец — крестьянин Михей Попов начал обучать детей грамоте, и вскоре у него набралось около 20 учеников. Однако об этом узнал местный священник и настоял на том, чтобы становой пристав немедленно запретил Попову обучение детей. Иногда за лицами, уличенными в педагогических наклонностях, устанавливался полицейский надзор10.

Таким образом, новая методология борьбы с расколом и сектами — контрмиссия — проявлялась, в основном, в жестоких, но малопродуктивных административно-полицейских мерах. Церковного, соборного подхода к решению проблем сектантства и раскольничества выработано не было. Впервые о сектантстве как духовной проблеме, главным оружием в борьбе с которой является любовь, заговорили только на миссионерских съездах, состоявшихся в период с 1887 по 1917 год. На миссионерских съездах встал вопрос об изменении методов борьбы с сектантами. Но при этом изучение каждой секты в отдельности для того, чтобы найти подход к людям, задачей не ставилось. Кроме того, большое разнообразие сект усложняло эту задачу. Очевидной стала проблема низкого уровня просвещения в церкви. Изучение проблем старообрядчества сделало очевидным тот факт, что негативное отношение старообрядцев к Русской Православной церкви и государству во многом было обусловлено также недостатком образования.

Смогла ли контрмиссия стать средством защиты православной веры и была ли в этом качестве необходима? Вряд ли можно однозначно положительно ответить на этот вопрос. Средства, используемые при её осуществлении, были, вне всякого сомнения, с христианской точки зрения неприемлемы. В выборе «средств» в первую очередь оказала влияние зависимость церкви от государства, в результате чего духовные вопросы, требующие пастырского подхода, решались административно-силовыми методами.

Источники

  1. III Всероссийский миссионерский противораскольнический и противо­сектантский съезд в г. Казани 22 июля — 6 августа 1897 г. Рязань : Типография Братства св. Василия, 1898.
  2. IV Всероссийский миссионерский съезд в Киеве и его труды // Миссионерское обозрение. 1908. № 9. С. 1153–1270; № 11. С. 1592–1606.
  3. IV Всероссийский съезд в Киеве // Братское слово. 1908. № 14. С. 209–217; № 15. С. 225–232; № 16. С. 241–247.
  4. Айвазов И. Г. V Всероссийский миссионерский съезд об организации внутренней миссии // Голос Церкви. 1917. Май – декабрь. С. 50–62.
  5. Антоний (Храповицкий), архимандрит. Из предложений III Все­российскому миссионерскому съезду Ректора Казанской Духовной Академии // Миссионерское обозрение. 1897. Т. 1. Кн. 1. С. 642–648.
  6. Архангелов С.А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. Историко-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае. СПб. : Сойкин, 1899. 176 с.
  7. Архипастырский глаз по главнейшим вопросам веры , пререкаемым сектантами / Под редакцией В.А. Прозорова. Ч. 1. СПб., 1904. 181 с. (Прилож. к журналу «Православный путеводитель»).
  8. Базарянинов В. Основные причины и сущность нашего сектантства (опыт философско-психологического освещения сектантства). СПб., 1904. 46 с. (Отд. отт. из журнала «Миссионерское обозрение». 1904. № 1, 3)
  9. Барбарин В. Хлыстовщина. Разбор двенадцати заповедей основателя хлыстовщины Данилы Филипповича / Сост. В. Барбарин. Рязань : Воронежское православное братство свв. Митрофана и Тихона, 1899. 91 с.
  10. Березкин Д.М. Во тьме вековой : Повесть и рассказы из быта хлыстов, скопцов и бегунов. СПб. : Тип. товарищества «Общественная польза», 1905. 252 с.; 4 л. илл.
  11. Боголюбов Д.И. О крещении младенцев : Беседы со штундо-бап­тистами . СПб. : Тип. Комарова, 1907. 44 с. (Народно-миссионерская библиотечка).
  12. Бонч-Бруевич В.Д. Значение сектантства для современной России. Женева. Жизнь. 1902. 42 стр. (Библиотека «Жизни». №17).
  13. Бонч-Бруевич В. Материалы к истории и изучению русского сектантства. Вып. 6 : Преследование баптистов. Ханц (Англия), 1902. 68 с. (Издание «Свободного слова». № 69).
  14. Быстров Николай, свящ. Дали : Беседы о разных истинах православной веры против молокан и сродных им сектантов: штундистов, баптистов и др. (из внебогослужебных собеседований). Пенза, 1889. 265 с.
  15. Варжанский Н. Оружие правды : Конспект для ведения противо­сектантских бесед : Прилож. к «Доброму исповеданию». 2-е изд. М. : Русская Печать, 1911. 175, VII с.
  16. Варжанский Н. Оружие правды : Конспект для ведения противо­сектантских бесед. М. : Паломник, [1991]. 137 с.
  17. Введенский А. Действующие законоположения касательно старо­обрядцев и сектантов. Одесса : Типография Одесских новостей, 1912. 197, VII с.
  18. Вопросы мистического сектантства на V Всероссийском миссионерском съезде // Голос Церкви. 1917. Май – декабрь. С. 36–49.
  19. Восторгов И., прот. Возрастающее религиозное одичание : Доклад на IV Всероссийском миссионерском съезде в Киеве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1908. № 34. С. 1645–1652.
  20. В чем причина успеха сектантства. Нижний Новгород : Типография Губерн. Правления, 1911. 6 с. (Перепеч. из «Нижегород. церковно-общест­венного вестника». 1911. № 16, 17.)
  21. Выписка из постановлений подготовительной к IV Всероссийскому миссионерскому съезду в г. Киеве 12–26 июля 1908 г. Комиссии // Прибавления к Церковным ведомостям. 1908. № 27. С. 1296–1299.
  22. Голоса из России против пашковского лжеучения по поводу недавнего прискорбного случая. СПб. : Тип. товарищества «Общественная польза», 1891. 50 с.
  23. Гринякин Н. Берегись штунды! СПб. : Скворцов, 1912. 8 с. (Русскому народу православное слово).
  24. Гринякин Н. Кто за хлыста, тот против Христа. СПб. Миссионерское обозрение. 1903. 15 с. (Народно-миссионерская б-ка).
  25. Гринякин Н. Миссионерство, старообрядчество и секты : Из жизни тамбовской противосектантской миссии за 1906 год // Миссионерское обозрение. [1907]. С. 784–793.
  26. Гумилевский Н. Краткая история и обличение новых рационалисти­ческих сект. Киев : Тип. М.М. Стасюлевича, 1910. 208 с. (Журн. «Руководство для сельских пастырей».)
  27. Голубев С. Т., проф. Секта Новый Израиль. (По поводу ляментаций прогрессивной печати о преследовании означенной секты). СПб., 1911. 78 с. (Из журнала «Церковные ведомости» за 1911 г.)
  28. Деяния Священного Собора Православной Российской церкви 1917–1918 гг. Т. 8 : Деяния 102–117. М. : Государственный архив РФ ; Новоспасский монастырь, 1999. 257 с.
  29. Деяния Священного Собора Православной Российской церкви 1917–1918 гг. Т. 9 : Деяния 118–136. М. : Государственный архив РФ ; Ново­спасский монастырь, 2000. 260 с.
  30. Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1885. 289 с.
  31. Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Пред­соборного Присутствия. Т. 1. СПб. : Синодальная типография, 1906. 1383 с.
  32. Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Пред­соборного Присутствия. Т. 3. СПб. : Синодальная типография, 1907. 1536 с.
  33. Законы о раскольниках и сектантах. С разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената, циркулярами Министра внутренних дел, правилами о метрических книгах и об устройстве миссионеров и пастырей церкви, извлечениями из нового Уголовного уложения утвержд. 22 марта 1903 г. Изд. 2-е, испр. и доп. по продолж. Св. Зак. 1902 г. Москва, 1903. Издание А.Ф. Скорова.
  34. Ивановский Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических / Сост. Н. Ивановский. Ч. 1. Изд. 7‑е. Казань, 1905.
  35. Кальнев М.А. Судебное дело Гуриной и других скопцов г. Николаева. СПб. : Тип. «Колокол», 1909. 67 с. (Отд. отт. из журн. «Миссионерское обозрение». 1909. № 9–10.)
  36. Манифест 19 февраля 1861 года : О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей // Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). Режим доступа : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm (дата обращения: 25.05.2012).
  37. Манифест 17 октября 1905 г. : Об усовершенствовании государственного порядка // Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ло­мо­носова). Режим доступа : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/oct1905.htm (дата обращения: 25.05.2012).
  38. Маргаритов С. Происхождение сект рационалистического характера. Причины появления и распространения рационалистических сект // Он же. История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь : Таврическая губернская типография, 1910. C.84–87.
  39. Материалы Миссионерских съездов. Режим доступа http://www.portal-missia.ru/node/5 (Дата обращения 12.06.2012)
  40. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе : В 2‑х ч. М. : Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2004. Ч. 1. — 1038 с. Ч. 2. — 1056 с. (Материалы по истории Церкви).
  41. Преследование баптистов Евангелической секты / Под ред., вступ. ст. и прим. В. Бонч-Бруевича. Предисл. А. и В. Чертковых. Б.м. : Свободное слово, 1902. ХХVIII, 83 c. (Материалы к истории и изучению русского сектантства. Вып. 6).
  42. Приходским пастырям новогодняя миссионерская памятка // Миссионерское обозрение. 1901. Январь – май. С. 3–11.
  43. Разногорский М. Сборник статей в обличение штундизма и в утверждении неопытных в истинах православной веры. Труды… Орел : Орловское православное Петропавловское братство, 1891. 337 с.
  44. Священный собор Православной Российской церкви 1917–1918 гг. : Обзор деяний. Первая сессия / Сост. А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнев, Г.-А. Шредер, Г. Шульц. М. : Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. 451 с. (Материалы по истории Церкви).
  45. Священный собор Православной Российской церкви 1917–1918 гг. : Обзор деяний. Вторая сессия / Сост. А.А. Плетнева, Г. Шульц. М. : Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2001. 542 с. (Материалы по истории Церкви).
  46. Священный собор Православной Российской церкви 1917–1918 гг. : Обзор деяний. Третья сессия / Сост. А.Г. Кравецкий, Г. Шульц. М. : Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2000. 430 с. (Материалы по истории Церкви).
  47. Скворцов В. М. О штундизме и мерах борьбы с сектою. Чернигов : Типография Губернского Правления, 1894. 30 с. (Извлеч. из № 15–18 Черниговских епархиальных известий. 1894 г.)
  48. Чичинадзе Д. В. Сборник законов о расколе и сектах, разъясненных решениями Правительствующего сената и Святейшего Синода, с прил. инструкциями и правилами для полицейских учреждений и волостных правлений о порядке записей рождения, браков и смерти раскольников и форм метрических книг. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1899. V, 165 с.

Литература

  1. Верт П. Православие, инославие, иноверие : Очерки по истории рели­гиозного разноообразия Российской империи. М. : Новое лите­ра­турное обозрение, 2012. 280 с.
  2. Гапон Г. А. История моей жизни. М. 1990.
  3. Зеньковский С. Русское старообрядчество : Духовные движения семнад­цатого века. Москва: Церковь, 1995. 528 с.
  4. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Христианская миссия как движение навстречу : Доклад на II (VII) Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной церкви, 17 ноября 1999 г. // Церковь и время. 2001. №1 (14). С. 95–101.
  5. Колман Х. Ересь и сектантство: IV Всероссийский миссионерский съезд и проблема культурного влияния в России после 1905 г. // Православная община. 1996. № 31. С. 18–27.
  6. Конь Р.Н. Введение в сектоведение. Нижний Новгород : Нижегородская духовная семинария, 2008. 496 с.
  7. Кравецкий А. Церковная миссия в эпоху перемен : Между проповедью и диалогом. М. : Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2012. 711 с. (Церковные реформы : Дискуссии в Православной Российской Церкви начала ХХ века : Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период).
  8. Мельников Ф.Е. Краткая история древлепрославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. 557 с.
  9. Миссиология : Учебное пособие. Белгород : Изд-во Белгородской Право­славной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), 2009. 464 с.
  10. Миссиология : Учебное пособие. М. : Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. 400 с.
  11. Образ врага / Сост. Л. Гудков. М. : Издательство ОГИ, 2005. 336 с.
  12. Плотников К. История Русского раскола, известного под именем старообрядчества. История и обличение русского сектантства / Сост. К. Плотников. Изд. 4-е, испр. и доп. СПб., 1903.
  13. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о веротерпимости). М. : Посредник, 1905. 130 с.
  14. Пругавин, А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. С критическими замечаниями духовного цензора. М. : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1905. 94 с.
  15. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века : Очерки из новейшей истории раскола. М. : Отдел. тип. т-ва И. Д. Сытина, 1904. 280 с.
  16. Шарафутдинов Д. Р. Документы миссионерского съезда (Казань, 1910 г.) — важный источник по истории традиционной культуры народов Среднего Поволжья и Приуралья // Отечественные архивы. 2005. № 1. С. 64–69.

_________________

1 Миссиология : Учебное пособие. М. : Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. 400 с. С. 383.

2 Там же. С. 134.

3 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород : Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002.

4 Смолич И.К. История русской церкви. Кн. 8. Ч. 2. 1700-1917 гг. М., 1997.

5 История России: 1894-1939. М. : АСТ; Астрель, 2009. С. 100.

6 Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. 496 с.

7 Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М. : Посредник, 1905. С. 9.

8 Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства. Вып. 6: Преследование баптистов. Ханц (Англия), 1902. 68 с. (Издание «Свобода слова». № 69).

9 Верт П. Православие, инославие, иноверие: Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М. : Новое литературное обозрение, 2012. 280 с.

10 Например, история Фирсанова. См. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине ХIХ века: Очерки из новейшей истории раскола. 280 с.

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Социальные сети
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225