Перейти к основному содержимому
Дмитрий Дорошко
Москва, Свято-Филаретовский институт

Провинции в Англиканстве как форма осуществления соборных принципов в церкви

XIX Сретенские чтения, секция богословия

Введение

Соборность — одна из главнейших особенностей Церкви. В этой связи нам представляется важной практика осуществления исторических форм соборности Церкви и практика принятия церковных решений, в т.ч. и вне православного контекста.

Англиканская церковь является третьей по величине международной деноминацией после Римско-католической и Православной церквей. В нее входит более 80 миллионов человек из 165 стран мира, объединенных в более чем 30 провинций2. Поэтому вопросы соборности в опыте Англиканской церкви представляются чрезвычайно важными, учитывая, кроме всего прочего, опыт продолжительных и тесных связей между англиканами и православными.

Цель настоящего доклада — продемонстрировать, как «провинциальное» устройство Англиканской церкви способствует осуществлению соборных принципов, попытаться выявить положительные и отрицательные стороны такого устройства церкви.

Структура Англиканской церкви

Возникшая на волне Реформации в XVI веке Англиканская церковь намеренно удалилась от крайностей католичества, связанных с жесткой авторитарной системой управления церкви. Вместо этого англикане поставили во главу угла принцип консилиарности, т.е. управление церкви посредством синодов, совещательных органов, различных богословских форумов и конференций. Такое положение не у всех англикан вызывает однозначно положительную реакцию. Так, например, «антиконсилиаристы» видят серьезную опасность в тяжелом наследии Реформации и, следовательно, риск утери единства церкви. Но, как отмечает, проф. Поль Вальер, Англиканская церковь перед лицом этой опасности нашла, как кажется, выход в «тихих водах провинциализма»3.

Провинциализм — церковное устройство, в котором автономные церковные провинции функционируют как целостные единицы церковного управления4. Как правило, высшим органом управления Провинции является синод, вместе с которым могут быть некоторые другие учреждения: коллегии епископов, советы на различном уровне, постоянно действующие комитеты и т.п.5. Провинции делятся на епархии, епархии — на приходы. По сути дела англиканские автономные провинции представляют собой нечто вроде автокефальных церквей в Православии. При этом их взаимосвязь и общение «не закреплены никаким формальным уставом… но общим наследием и тем, что называется связями любви… и — через архиепископа Кентерберийского, действующего как своеобразное средоточие единства»6.

Архиепископ Кентерберийский, как «primus inter pares»7 имеет полномочия выступать от имени церкви, но решать проблемы и спорные вопросы на уровне всей церкви он не может. Его задача — вдохновлять на диалог и на разрешение спорных вопросов там, где они появляются8.

В таком контексте актуальным оказывается вопрос глобального (кафолического) единства церквей. Особенно остро этот вопрос стоял в контексте диалога, направленного на возможное единение православных и англикан в начале XX века.

Самостоятельность Провинций и практика жизни Англиканской церкви выявляет многообразие форм, Провинции могут отличаться между собой особенностями богослужения, а также подходами к различным богословским вопросам (в частности, понимание церковных таинств, в т.ч. и главного таинства — Евхаристии). Разнообразие форма не противоречит единству Церкви, «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор 11:19). Но на примере Англиканской церкви мы видим, что провинциальный принцип как таковой не гарантирует единства в главном.

Представители Англиканского сообщества это понимают и прилагают усилия для решения возникших проблем на уровне всего Англиканства. В настоящее время этому способствуют «межпровинциальные» связи.

Межпровинциальные связи

Три формальных учреждения как средства взаимоотношений на обще-англиканском уровне это: Ламбетские конференции (Lambeth conferences), Англиканский консультативный совет (Anglican Consultative Council) и Встреча Примасов (Primates’ meeting)9.

Цель Ламбетских конференций — выражать мнение всего Англиканского сообщества и решать спорные вопросы. Отметим, что никакие резолюции Ламбетских конференций не несут законодательного значения для какой-либо из Провинций, пока их не примут на уровне Синода данной провинции10. В свою очередь, Провинции не должны принимать никаких решений, касающихся главного, без предварительной консультации на Ламбетской конференции11.

Консультативный Совет координируют деятельность церкви на межпровинциальном уровне12 и Встреча Примасов, форум, который был учрежден с целью «обстоятельного обсуждения, молитвы и совета»13 по самому широкому кругу вопросов.

Следует подчеркнуть, что ни Ламбетские конференции, ни Консультативный совет, ни Встреча Примасов не являются соборами. Это видно и из их наименования (например, название Ламбетские конференции — это сознательный уход от то, чтобы назвать собрание собором14, и из их же целей и задач.

Проблема основ для единства и целостности Англиканской церкви стоит очень остро. В большей степени это касается вопросов вероучения и нравственного богословия, в меньшей степени вопросов взаимодействия между провинциями.

Основы единства Англиканской церкви

Едина ли Англиканская церковь? Англиканская церковь позиционирует себя как находящаяся в общении с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о чем говорится в ряде документов, включая и разработанный к 2009 году Устав (Covenant) Англиканского Сообщества15. В настоящее время этот Устав находится в стадии принятия в разных провинциях.

В начале XX века свое видение относительно единства Англиканской церкви хорошо обрисовал Николай Зернов. Известно, что Англиканская церковь обычно делится на три основные течения: «высокой», «широкой» и «низкой» церкви. Николай Зернов в своей статье еще больше детализирует различия: «Современные богословские течение Церкви Англии можно подразделить на восемь основных группировок, но и они, — говорит он, — не исчерпывают всего разнообразия и богатства англиканской богословской мысли»16. При этом Николай Зернов указывает на удивительную смелость англиканских христиан, которые многое усвоили из принципов соборности: «Англиканство представляется тем западным вероисповеданием, которое лучше других осуществило в своей жизни идеал соборного строя Церкви, и потому оказалось наиболее близким к Православию»17. И существующая борьба богословских партий является лишь неизбежным следствием поиска осуществления соборных принципов. «Эти, — как он пишет, — срывы обусловлены недостаточным усвоением Англиканством учения о Св. Духе, как хранителе единства Церкви и ее правоверия. В этой именно области Православный Восток со своей традицией может оказать ему воистину братскую помощь, смягчив остроту столкновения между крайностями его романтизирующих и протестантствующих течений»18.

Приведем более поздний взгляд на этот вопрос нашего современника, митрополита Каллиста (Уэра). Он считает, что, конечно, среди англикан есть ряд людей, близких православию, в основном это англо-католики, представители т.н. «Высокой церкви». В начале XX века они доминировали, но после второй мировой войны, и позже, в 1970-е годы надежды на скорое воссоединение не оправдались19. Проявилось то, что «англиканство состоит из нескольких фракций и направлений, зачастую с несовместимыми взглядами и богословскими идеями…»20.

Убедительно подкрепляет мнение митр. Каллиста ответ А.С. Хомякова Уильяму Пальмеру, в переписке с ним еще в 1854 году: «…по поводу образа действий вообще тех членов Англиканской Церкви, которые, по-видимому и кажется на самом деле, наиболее сближаются с нами. Вы хотите доказать, что они уже усвоили себе все учение наше, и, с первого взгляда, так действительно кажется. Многие из ваших богословов были прежде и теперь совершенно православны; но что из этого? Их убеждения — личные мнения, а не вера Церкви»21.

Такое положение дел говорит о том, что основной принцип Провинциализма консилиарность побуждает христиан к необходимости собирания церковных соборов и способствует такой возможности, как и возможности обсуждения самых острых вопросов жизни церкви на всех уровнях, но он не может гарантировать единства в главном, и следовательно, осуществления соборности как таковой. Собор как собрание христиан, (в составе епископов, священства или мирян) является хорошим (может быть, необходимым) средством воплощения соборности, но не ее гарантом.

Понятны намерения англикан уйти от крайностей, в частности, от проблемы «папизма», но практика принятия ими решений свидетельствует, скорее, о тенденции устроить жизнь церкви не на соборных началах, а на светском принципе некоторых форм демократии22, когда решающим голосом является голос большинства в силу того, что оно большинство и есть. Церковный же принцип соборности ориентирован на выявление истины и на выражение любви и единства, а не на соотношение количества голосов. В этом нас убеждают, например, взгляды А.С. Хомякова. Не имея возможности подробно рассматривать их в рамках нашего доклада, ограничимся точкой зрения прот. Георгия Флоровского: «Соборность для Хомякова никак не совпадает с об­щественностью или корпоративностью. Соборность в его понимании вообще не есть человеческая, но Божественная характеристика Церкви. “Не лица и не множество лиц в Церкви хранят предание и пишут, но Дух Божий, живущий в совокупности церковной”»23.

Начало XXI века показывает, что провинциализм не уберег Англиканскую церковь от внутренних конфликтов и противоречий. Говорит ли это о несостоятельности провинциализма, основанного на принципах консилиарности — отдельный вопрос. На наш взгляд не говорит. Но из этого следует, что даже хорошее устройство и организация консилиумов, соборных и совещательных институций не обеспечивает осуществление соборности в жизни церкви.

В чем же действительные причины кризиса в Англиканстве, и какова суть разногласий? Профессор Поль Вальер считает, что проблема не в структуре и не в организации работы их органов управления церкви, как таковых. «Наши разногласия, — говорит он, — глубже. Они лежат в почве нравственного и догматического учения о Церкви»24.

Решение же этих проблем видится в созидании духовных движений: «По всей вероятности, решение наших разногласий, — говорит проф. Поль Вальер, — будет идти по этому пути, то есть по пути какого-нибудь духовного движения, которое начнется и в конечном счете примирит враждебные фракции нашей церкви»25.

Невозможно «канонизировать» Святой Дух, гаранта соборности и «хранителя, — как писал Николай Зернов, — единства Церкви»26. Но также нельзя формализовать и святоотеческое учение: «Церковь никогда не догматизировала творения святых отцов… не замыкала ими развитие богословской мысли», поиск приемлемых форм устроения жизни церкви должен основываться на верности духу Евангелия и святых отцов, и именно в этом свете можно оценивать их тексты. «Никакой абсолютный критерий здесь, впрочем, невозможен да и не нужен»27.

Выводы

Соборность предполагает многообразие форм. Практика воплощения и поиск этих форм в жизни приводит к риску переступить границы Церкви. С другой стороны, жесткая вертикаль отношений может привести к другой крайности: к бездвижности и выхолащиванию духа из достойных форм. Гарантией реального воплощения соборных принципов может быть сам Святой Дух. Формализовать Его невозможно. Но можно быть уверенным, что приемлемые формы воплощения соборных принципов, одной из которых является Провинциализм, нужно искать, стоя на почве нравственного и святоотеческого (по духу) учения о Церкви.

Литература

  1. Архиепископ Кентерберийский (The Archbishop of Canterbury). Режим доступа: http://www.archbishopofcanterbury.org(дата обращения: 08.12.2012).
  2. Вальер Поль. Интервью газете «Кифа» №10 (148), август 2012 г. Режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/4573/ (дата обращения: 08.12.2012).
  3. Вальер Поль. Консилиарность: история принятия решений в Церкви (Conciliarity: the history of decision-making in the Church).
  4. Вероучительные документы Православной Церкви. Православие и современность. Электронная библиотека. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/documents.pdf (дата обращения: 20.12.2012).
  5. Зернов Николай. Единство Англиканской церкви. Журнал «Путь» №47, 1935 г. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/path/47/4  (дата обращения: 10.12.2012).
  6. К вопросу понимания целей и возможностей Встречи примасов (Towards an Understanding of the Purpose and Scope of the Primates’ Meeting). Встреча примасов. Документы. Январь 29, 2011. Режим доступа: http://www.aco.org/communion/primates/resources/downloads/prim_scpurpose.pdf (дата обращения: 10.12.2012).
  7. Каллист (Уэр), митрополит. Интервью порталу «Православие и мир», октябрь 2012 г. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/mitropolit-kallist-uer-britanskoe-duxovenstvo-stradaet-ot-izolirovannosti-i-odinochestva/ (дата обращения: 08.12.2012).
  8. Основные принципы отношения к инославию. Документы Архиерейского собора РПЦ 2000 г. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html
  9. Официальный сайт Англиканского сообщества. Режим доступа: http://www.aco.org (дата обращения: 08.02.2013).
  10. Справочник провинций Англиканского сообщества (Province directory). Режим доступа: http://www.anglicancommunion.org/tour/ (дата обращения: 17.12.2012).
  11. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Режим доступа: http://www.vehi.net/florovsky/puti/06.html (дата обращения: 08.02.2013).
  12. Хомяков А.С. К Пальмеру III. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Том 2. Режим доступа: http://www.libma.ru/filosofija/polnoe_sobranie_sochinenii_alekseja_stepanovicha_homjakova_tom_2/p11.php (дата обращения: 08.12.2012).

________________________

1 Основные принципы отношения к инославию. Документы Архиерейского собора РПЦ 2000 г. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html

2 The Archbishop of Canterbury. Anglican Communion (Архиепископ Кентерберийский. Англиканское Сообщество). Режим доступа: http://www.archbishopofcanterbury.org/pages/anglican-communion.html (дата обращения: 10.08.2012).

3 Conciliarity: the history of decision-making in the Church (ВальерПоль. Консилиарность: история принятия решений в Церкви). С. 163.

4 Conciliarity: the history of decision-making in the Church (Вальер Поль. Консилиарность: история принятия решений в Церкви). C. 162.

5 Province Directory (Справочник провинций Англиканского сообщества). Режим доступа: http://www.anglicancommunion.org/tour/ (дата обращения: 17.12.2012).

6 The Archbishop of Canterbury. Anglican Communion (Архиепископ Кентерберийский. Англиканское Сообщество). Режим доступа: http://www.archbishopofcanterbury.org/pages/anglican-communion.html (дата обращения: 10.12.2012).

7 Первый среди равных.

8 The Archbishop of Canterbury. Sustaining common life in the Anglican Community (Архиепископ Кентерберийский. Поддержание совместной жизни в Англиканском Сообществе). Режим доступа: http://www.archbishopofcanterbury.org/pages/sustaining-common-life.html (дата обращения: 13.12.2012).

9 The Archbishop of Canterbury. Anglican international bodies (Архиепископ Кентерберийский. Англиканские международные связи). Режим доступа: http://www.archbishopofcanterbury.org/pages/instruments-of-communion.html (дата обращения: 10.12.2012).

10 The Archbishop of Canterbury (Архиепископ Кентерберийский). Режим доступа: http://www.archbishopofcanterbury.org/pages/lambeth-conference.html (дата обращения: 06.02.2013).

11 Там же.

12 Anglican Consultative Council. Anglican Communion. Режим доступа: http://www.aco.org/communion/acc/ (дата обращения: 08.02.2013).

13 Towards an Understanding of the Purpose and Scope of the Primates’ Meeting (К вопросу понимания целей и возможностей Встречи примасов). Встреча примасов. Документы. Январь 29, 2011. Режим доступа: http://www.aco.org/communion/primates/resources/downloads/prim_scpurpose.pdf (дата обращения: 10.12.2012).

14 The Archbishop of Canterbury. Lambeth Conference (Архиепископ Кентерберийский. Ламбетские конференции). Режим доступа: http://www.archbishopofcanterbury.org/pages/lambeth-conference.html (дата обращения: 11.02.2013).

15 The Anglican Communion Covenant (Устав Англиканского Сообщества). Режим доступа: http://www.aco.org/commission/covenant/final/text.cfm (дата обращения: 13.12.2012).

16 Зернов Николай. Единство Англиканской церкви. «Путь» №47. С. 52.

17 Там же. С. 63.

18 Там же. С. 64.

19 Каллист (Уэр), митрополит. Интервью порталу «Православие и мир». Режим доступа: http://www.pravmir.ru/mitropolit-kallist-uer-britanskoe-duxovenstvo-stradaet-ot-izolirovannosti-i-odinochestva/ (дата обращения: 08.12.2012).

20 Каллист (Уэр), митрополит. Интервью порталу «Православие и мир». Режим доступа: http://www.pravmir.ru/mitropolit-kallist-uer-britanskoe-duxovenstvo-stradaet-ot-izolirovannosti-i-odinochestva/ (дата обращения: 08.12.2012).

21 Хомяков А.С. К Пальмеру III. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Том 2. Режим доступа: http://www.libma.ru/filosofija/polnoe_sobranie_sochinenii_alekseja_stepanovicha_homjakova_tom_2/p11.php (дата обращения: 08.12.2012).

22 О демократии и различных ее формах можно посмотреть труды Г.П. Федотова «Основы христианской демократии», Н.О. Лосского «Органическое строение общества и демократия» или игумена Вениамина (Новика) «Православие. Христианство. Демократия». Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/novik/04.php (дата обращения: 20.02.2013).

23 Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Режим доступа: http://www.vehi.net/florovsky/puti/06.html (дата обращения: 08.02.2013).

24 Вальер Поль. Интервью газете «Кифа» №10 (148), август 2012. Режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/4573/ (дата обращения: 08.12.2012).

25 Там же.

26 Зернов Николай. Единство Англиканской церкви. «Путь» №47. С. 64.

27 Вероучительные документы Православной Церкви. Православие и современность. Электронная библиотека. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/documents.pdf (дата обращения: 20.12.2012).

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Социальные сети
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225