Перейти к основному содержимому
Буданова Александра
Москва, Свято-Филаретовский институт

Уникальный пример служения епископа Макария (Опоцкого) в России 1920-30-е годы

XIX Сретенские чтения, церковно-историческая секция

О. Николай Опоцкий — Николай Михайлович Опоцкий, родился 16 ноября 1872 г. семье чиновника министерства внутренних дел. Для того времени это была редкость — священниками становились в основном дети из духовного сословия, для которых этот путь был практически предрешён с рождения. Более того, многие из них старались при любой возможности вырваться из него и приобрести светскую профессию. Николай Михайлович закончил Белозерское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию. Был женат и имел трех дочерей. В 1896 году он был рукоположен во дьякона, а меньше чем через год, 2 марта 1897 года во пресвитера.[1] В 1902 он овдовел и твёрдо решил принять монашеский постриг, а также продолжить обучение в духовной академии. После прошения, отправленного архиепископу Арсению (Стадницкому) он был принят в число студентов.

О. Николай закончил академию в 1906 г. Тема его выпускного сочинения была выбрана не случайно: «Господь Иисус Христос как учитель жизни»[2]. Это было то, что волновало его и повлияло на всё его дальнейшее служение. Николай Опоцкий получил диплом со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии. К сожалению, сам текст его кандидатского сочинения не сохранился. Однако, сохранилась рецензия ректора духовной академии на его работу, который дал ей хорошую оценку. Она была опубликована в журнале «Богословский вестник»[3]

Во время учебы в академии отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851-1908) — потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). О. Николай несколько раз побывал в братстве и воспринял эту идею как то, что может служить строительству подлинно христианской жизни. Дочери еп. Макария впоследствии также остались на воспитании в братстве.

Стоит немного сказать о самом Крестовоздвиженском братстве. В то время, когда мир вокруг был пропитан идеями демократии, равенства, скорее не по высшей планке, а по низшей, а также прогресса, неверия, Н.Н. Неплюев считал, что человеку нужно возвращать его достоинство и это можно делать, живя вместе и строя свою жизнь по Евангелию — на принципах ответственной любви. Николай Николаевич брал детей из крестьянских семей, обучал их в созданных им школах, давал им хорошее образование и воспитывал в духе евангельской любви. Многие из них после окончания школы не захотели уезжать. Так собралось братство, которое просуществовало вплоть до 1929 года, не разрушившись даже после смерти своего основателя.

После окончания академии отец Николай вернулся в Новгородскую губернию и был. назначен настоятелем храма во имя св. Иоанна Богослова в с. Велебицы. В том же году отец Николай основал Велебицкое трудовое братство по образцу Крествовоздвиженского. Однако оно просуществовало недолго, не справившись с конфликтом духовных и материальных интересов, который сразу же возник, как только появился хоть какой-то достаток. Многие тогда считали, что после этого о. Николай навсегда откажется от идеи братств. Но этого не произошло.

После первой неудачи он много времени посвятил размышлениям над проблемами церкви и путях её обновления. В 1914 году о. Николай выступил с двумя докладами на съезде епархиальных миссионеров, которые практически сразу опубликованы под общим названием «Идеальная община и путь к ее восстановлению: (Два доклада о приходе и его реформе)». Они не потеряли своей актуальности и сегодня. В 2011 году в издательстве КПЦ «Преображение» вышло их новое издание, а сейчас к печати готовится второе исправленное и дополненное. Братство же в Велебицах в 1914 году возродилось.

В 1922 году о. Николай принял монашеский постриг с именем Макарий и вскоре был рукоположен в епископа. Жажда христианского просвещения оставалась главным для владыки. В 1924 же году еп. Макарий направил письмо патриарху Тихону, аналогов которому пока не найдено. Он просил благословение на то, чтобы быть свободным (без епархии) епископом — катехизатором, напоминая о том, что в древней церкви обязанностью епископа была и катехизация, а значит и просвещение. Одновременно владыка Макарий сообщил в прошении, что хотел бы создать в кружок ревнителей христианского просвещения, в который кроме сочувствующего духовенства должен был пополняться «христолюбивыми и братолюбивыми»[4] мирянами и затем распространять свою деятельность по другим уездным городам и сельским приходам.

В том же году владыка Макарий получил назначение в Череповец, викарным епископом. В скором времени вокруг него собрался круг единомышленников, из которого родилось небольшое братство и кружок-сестричество. Летом 2012 года в Череповце нам удалось пообщаться с последней братчицей, которая сейчас уже отошла ко Господу — Екатериной Ивановной Пикиной, отец которой был рядом с владыкой Макарием именно с этого времени. Она вспоминала, что папа поехал в один из окрестных монастырей, где ему сказали «Вам-то зачем к нам ездить, у вас там свой светоч есть» Ещё она добавляла «Папа всегда приходил с братских встреч такой радостный и вдохновлённый».[5]

Конечно, деятельность владыки не могла не остаться незамеченной советской властью. В 1926 году он был осуждён и этапирован на Соловки. В 1928 г., он вернулся из заключения, но не в Череповец, а в Новгород, и поселился там как заштатный епископ. Вокруг него сразу стали собираться люди. Некоторые духовные чада, узнав, что он освободился из лагеря, приехали к нему из Череповца. Переехал в Новгород и отец Екатерины Ивановны — Иван Кириллович Пикин. Он был зажиточный крестьянин, имел хороший дом и крепкое хозяйство. Он уехал к владыке, оставив всё своё имущество колхозу. Позже, когда его допрашивали сотрудники ГПУ, они никак не могли объяснить себе этот поступок и в протоколе написали: «оставил всё имущество колхозу, чтобы избежать раскулачивания»[6]. В Новгороде он устроился на железную дорогу простым рабочим. И, как вспоминает Екатерина Ивановна, ни разу в жизни об этом не пожалел. «Только, вот, водичку вспоминал. В Череповце она была ключевая, а в Новгороде — водопроводная.» Вокруг владыки Макария стали собираться также священники, монашествующие, миряне. Так сложился круг людей, из которого в этом же 1928 г. родилось «Трудовое братство», в которое входило более двадцати человек. Были те, кто жили в двух домах и вели совместное хозяйство, были те, кто жили отдельно. Основной целью братства являлось «религиозно-нравственное совершенствование личности до уподобления Христу».[7] Старались заботиться не только о себе, но и помогали людям, пострадавшим от Советской власти, например, ежемесячно посылали деньги находящемуся в ссылке митрополиту Арсению (Стадницкому).

Для владыки главным было качество духовной жизни и ответственное участие в ней. Пока была возможность ходить в храм на богослужения, члены братства участвовали в нем, это было неотъемлемой частью братской жизни. Когда такой возможности не стало, оставалась только совместная домашняя молитва. Духовная напряжённость братской жизни была столь высока, что притягивала людей как магнит, несмотря на окружающую атеистическую обстановку. И наполняла их жизнь так, что не оставалось места для прошлых греховных пристрастий. Екатерина Ивановна вспоминала, как к владыке пришли двое мужчин проситься в братство. «Только — говорят — есть у нас грех, выпиваем немного. Может быть, нам сначала что-то сделать надо». А владыка им в ответ: «Начинайте жить в братстве — и оставите, не нужно будет»[8]. И действительно, ничего специально не делали и оставили. Потому что стало не нужно. Братству удалось просуществовать четыре года, после чего все его члены в апреле1933 г. были арестованы, а затем осуждены. Начальник отца Екатерины Ивановны никак не мог понять, за что арестовали Ивана Кирилловича, настолько безупречной была его репутация. Тем не менее, он и ещё двое мужчин и одна женщина были расстреляны. Епископ Макарий был выслан на север в Архангельскую область. И там тоже возникло братство.

В 1934 году он вернулся из ссылки и поселился в городе Галич Костромской области, где снова вокруг него собрались люди и также появилось братство. В Галиче нам удалось найти женщину, которая помнила братство, помнила как в 1937 году их всех арестовали в одну ночь. Владыки в это время в Галиче не было, он отлучился в Буй к своему верному соработнику прот. Андрею. Артамонову. Таким образом, владыка избежал ареста. Удалось также найти фотографию одного из галичских братчиков- Павлина Павловича Карабанова. Где бы мы ни встречали фотографии даже самых простых людей, которые имели отношение к братству, всегда поражало, насколько светлые у них лица. При этом все братства, которые окормлял епископ Макарий, находились в общении. Владыка отправлял к ним сестер из Галичской общины, а иногда посещал братчиков лично. В свою очередь братчики из других городов сами приезжали в Галич. Когда из других мест приходили весточки от братьев и сестер, владыка Макарий за общей трапезой зачитывал эти письма. В общей сложности братский круг составлял около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.

После разгрома братства в Галиче владыка вернулся в Новгород и перешёл на нелегальное положение, продолжая при этом окормлять братство. Этот период как раз очень хорошо помнила Екатерина Ивановна. Удивительно было слушать её воспоминания, полные радости и благодарности, соотнося с тем, какое это было время. Духовная сила владыки и его вера была велика. Он считал Христа примером, которому должен следовать каждый человек. Примером, достижимым для каждого. И этому учил своих духовных детей. Он говорил им: «Ваш ум должен быть пропитан Священным Писанием. Учите его наизусть. Может быть, скоро книг не будет, а вы всё знаете».[9] И действительно, когда Екатерина Ивановна цитировала Писание, то это воспринималось как неотделимая часть её жизни. Почти все братчики писали духовные стихи. Пусть незатейливые в литературном отношении, но полные подлинного духовного напряжения. Часто на библейские сюжеты : пророка Исайю, Апокалипсис (Е.И. сказала, что в стихах лучше запоминается). Господь собрал разных людей: и совершенно неграмотных из дальних деревень, и людей с высшим образованием. Это им не мешало. Кто-то смирялся, кто-то подтягивался, никто никого специально не тянул. Отношения в братстве были очень тёплые. Братчики называли владыку «папочка», а дети братчиков «дедушка». Е.И. вспоминала, что владыку любили все: «Его было невозможно не любить». И «что он действительно был «папочка», который заботится о своих детях. Она вспоминает, что по молитвам владыки во время войны они не голодали, хотя вокруг люди умирали с голоду. « А во время бомбёжки, — вспоминала она — мы соберёмся вокруг «дедушки», а он только скажет ласково «Нет, детушки, это не для нас» и сразу так становится тепло и светло, как будто и войны нет»[10]. Любовью было пронизаны подписи книгах и иконах, которые епископ Макарий дарил своим духовным детям. Владыка имел великую веру и никогда не сомневался. Поэтому и свет Христов через него сиял. И отблески того света были видны и на самой Екатерине Ивановне, и даже на её племянниках, которые с почтением и уважением относятся к истории семьи. Младший из племянников никак не мог поверить, что «тётя Маня (М.Ф. Покровская) и тётя Настя (Анастасия Прошина) им не родственники, настолько тесными были отношения даже после смерти владыки. «Они нам родня только по братству», — неизменно отвечала Екатерина Ивановна. 

В августе 1941 г. Новгород был оккупирован, и братчикам пришлось покинуть город. Вместе с личными вещами Екатерина Ивановна взяла чемоданчик с архивом владыки. Затем она провезла его в Германию, куда была угнана, затем обратно в СССР, через фильтрационные лагеря; он хранился у неё дома всё советское время. На недоумение, как же его удалось сохранить во время досмотров, Е.И. отвечала, что, несмотря на то, что проверяли много раз, чемоданчик они почему-то как-будто и не видели. Владыка прививал своим духовным чадам отсутствие чувства страха перед миром сим. Это явственно ощущалось во время общения с Екатериной Ивановной. Например, фотография владыки в облачении простояла у неё дома всё советское время. На вопрос, не боялась ли она неприятностей, она спокойно ответила: «Так если Бог за нас, то кто против нас». [11]

Владыка Макарий скончался 9 ноября1941 г. в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом. Он был похоронен у стен храма Архангела Михаила на Прусской улице в Новгороде. Долгие годы место его захоронения держалось в тайне. Позже, в связи с начавшимся строительством, братчики также тайно перезахоронили его на городском Петровском кладбище рядом с могилой верного сподвижника владыки протодьякона Иоанна Покровского. Духовные чада из разных городов приезжали навещать могилу. Примерно в 2006 г. стало ясно, что их нужно обозначить, так как среди братчиков уже почти не осталось тех, кто мог бы за ними ухаживать. Тогда изготовили именные таблички и они были явлены миру.

К 140-летию со дня рождения владыки (29.11.2012) в Софийском соборе Великого Новгорода состоялось архиерейское богослужение, которое возглавил митрополит Новгородский и Старорусский Лев. После литургии на могиле владыки Макария, также заново обустроенной по распоряжению митрополита Льва, была отслужена лития. В своём слове владыка говорил о необходимости возрождения, проповеди практической, воплощенной в собирании и просвещении людей, как это делал всю свою жизнь епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий).

Опыт владыки Макария, который показывает, как даже в безбожном мире, в невероятно трудных обстоятельствах можно служить Богу, миру и человеку, для нас является бесценным.

Источники и использованная литература:

  1. Аудиозапись встречи с Е.И. Пикиной 8.08.2012.
  2. Буданова А.В. «Служите Богу, живите в братстве, слушайтесь вашего пастыря, и всё у вас будет как по маслу». Встреча паломнической группы Преображенского братства с Екатериной Ивановной Пикиной — единственной оставшейся сегодня в живых духовной дочерью еп. Макария (Опоцкого).// Кифа № 10 (148). Маршрут доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/4577/ Дата обращения 21.01.2013.
  3. Дмитренко А.Г. Жизнь и служение епископа Макария (Опоцкого): на исторических путях церковного обновления. М., 2011. Ркп. Библиотека Свято-Филаретовского православно-христианского института.
  4. Опоцкий Николай, свящ. Идеальная община и путь к её восстановлению.: Два доклада о возможной организации приходской жизни. М: МОО «Культурно-просветительский центр «Преображение»», 2011. — 80с.
  5. Опоцкий Макариий, епископ. Письмо патриарху Тихону от 7.03.1924. цит. по: КИФ А №10 (100) август 2009. С. 7 . режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/2912/80/ Дата обращения 8.02.2013

_______________________

[1] Свящ. Николай Опоцкий. «Идеальная община и путь к ее восстановлению: Два доклада о возможной организации приходской жизни». М.: МОО "Культурно просветительский центр "Преображение"", 2011. С.55

[2] Там же С.57

[3] Дмитренко А.Г. Жизнь и служение епископа Макария (Опоцкого): на исторических путях церковного обновления. М., 2011. Ркп. Библиотека Свято-Филаретовского православно-христианского института, С.19

[4]Опоцкий Макариий, епископ. Письмо патриарху Тихону от 7.03.1924. цит. по: КИФ А №10 (100) август 2009. С. 7 . режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/2912/80/ . Дата обращения 8.02.2013

[5] Аудиозапись встречи с Е.И. Пикиной от 8.08.2012

[6] Там же.

[7] Опоцкий Николай, свящ. «Идеальная община и путь к ее восстановлению: Два доклада о возможной организации приходской жизни». М.: МОО "Культурно просветительский центр "Преображение"", 2011. С.55

[8] Аудиозапись встречи с Е.И. Пикиной от 8.08.2012

[9] Аудиозапись встречи с Е.И. Пикиной 08.08.2012

[10] Аудиозапись встречи с Е.И. Пикиной 08.08.2012

[11] Аудиозапись встречи с Е.И. Пикиной 08.08.2012

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00