Перейти к основному содержимому

«Мы – не рабы, рабы – немы»

Какими были перспективы преодоления неграмотности в дореволюционной России? Какие цели преследовало советское правительство, объявляя войну неграмотности? Какими методами велась эта борьба? Каковы глобальные последствия массового социального эксперимента, проведённого в советской России, с точки зрения социологии, культурологии, психологии и т.д.? 

Участники

  • Ольга Фёдорова, заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея «Смольный»
  • Юлия Корпусова, кандидат педагогических наук, исполняющая обязанности заведующей кафедры русского языка с методикой начального обучения Тверского ГУ
  • Александр Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религий
  • Игорь Корпусов, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института
  • Тимур Щукин, журналист, публицист, философ, выпускающий редактор журнала «Вода живая»Об этой беседе

26 декабря 1919 года был подписан декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Всё население советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Накануне революции в России была создана огромная система всеобуча (в 1917 уже 83% призывников были грамотны). Однако процесс, который в царской России шел постепенно, был искусственным образом ускорен. Советской властью был поставлен широкомасштабный социальный эксперимент по насильственному приобщению к письменной культуре большого числа крестьян. Был ли он удачным? Согласно секретным запискам ЦК КПСС в 50-е и даже 60-е годы в стране было 8% безграмотных призывников, а в русской литературе появился особый герой, знакомый нам по рассказам Зощенко и Платонова.

Беседа прошла 27 декабря в рамках цикла исторических дискуссий, посвященных событиям, имевшим место в России 100 лет назад и повлиявшим на судьбу страны и народа.