Перейти к основному содержимому

Должно ли искусство принадлежать народу?

Какова история национализации искусства в СССР? Каковы пагубные и позитивные последствия этого процесса? Почему деятели искусства приняли условия, предложенные государством? Как большевикам удалось создать работающую, лояльную власти массовую культуру? Что сегодня происходит в отношениях культуры и государства? Сохранили ли свою силу «советские модели» или мы встали на «буржуазные рельсы»? Какова цена свободы искусства и культуры сегодня и сто лет назад?

Участники 

  • Андрей Ларионов, кандидат искусствоведения, член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России
  • Никита Елисеев, библиограф, литературный и кинокритик, публицист и переводчик, академик Академии русской современной словесности
  • Наталья Микова, сценарист, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Союза кинематографистов
  • Алёна Терешко, художник, лауреат премии Курехина в номинации лучший медиа-объект за 2017 год

Сто лет назад, 20 мая 1919 года, в Москве при Наркомпросе РСФСР было организовано Государственное издательство РСФСР (ГОСИЗДАТ). Редакционную коллегию назначал Совет народных комиссаров. Помимо собственно издательских функций, Госиздат регулировал и контролировал «деятельность всех учёных и литературных обществ, а равно всех прочих издательств», осуществлял цензурные функции. 27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. Государство стремилось осуществлять всесторонний контроль за искусством и культурой как мощными средствами влияния на сознание масс. Происходило это под лозунгом «Искусство принадлежит народу».

Беседа прошла 24 мая в рамках цикла исторических дискуссий, посвящённых событиям, имевшим место в России 100 лет назад и повлиявшим на судьбу страны и народа.

Организаторы:
Свято-Филаретовский православно-христианский институт  
Культурно-просветительский центр «Покровский остров»