Ленин жив?
21 января 1924 года в 18 часов 50 минут на 54-м году жизни скончался главный организатор и руководитель октябрьского переворота 1917 года Владимир Ульянов-Ленин. Еще при его жизни началось создание мифа о Ленине, а после смерти он был превращён в один из ключевых символов нового советского государства, занял первое место в пантеоне новой политической религии. Его тело не было предано земле; его именем называли города, поселки, улицы; памятники ему были поставлены практически во всех населенных пунктах СССР.
Ленин стал советским «местом памяти» (Пьер Нора), инструментом сборки идентичности советского человека. Без множества образов Ленина — положительных и отрицательных, парадных и карикатурных, романтических и гротескных — невозможно представить культуру ХХ века. Только у 7 % наших соотечественников слово «Ленин» не вызывает никаких ассоциаций. Значит ли это, что Ленин жив и продолжает влиять на нас сегодня, через 100 лет после своей смерти?
Вопросы для обсуждения
- В чем можно искать причины появления в России харизматического лидера такого типа?
- Почему он всё-таки победил?
- Каким было отношение Ленина к России и русскому народу?
- Каковы причины смерти Ленина?
- Как складывались отношения Ленина с религией? Творил ли он культ самого себя? Почему так важна была сакрализация Ленина после его смерти?
- В чём секрет «живучести» ленинского образа и мифа сегодня?
- Возможно ли различение Ленина исторического и Ленина мифологического? Нужно ли это? Что должно измениться в сознании общества, чтобы образ Ленина перестал быть притягательным?
Участники
- Мария Мацкевич, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ Российской академии наук
- Ольга Фёдорова, заведующий научно-экспозиционным отделом Музея Смольного
- Борис Колоницкий, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
- Павел Рогозный, кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН