Герой-преступник: лишнее зачеркнуть
10 мая 1923 года в ресторане отеля «Сесиль» (Лозанна, Швейцария) был убит член советской делегации на Лозаннской конференции Вацлав Воровский. Событие сразу же получило резко противоположные оценки. Для советской власти Воровский стал образцом служения и верности долгу: он был похоронен на Красной площади, ему установлены памятники, его именем названы сотни улиц и площадей по всей стране. Большинство русских изгнанников-эмигрантов убийство Воровского расценило, как продолжение Белой борьбы — антибольшевистского сопротивления узурпаторам. В их среде героем почитался застреливший советского делегата Морис Конради.
Убийство Воровского — повод поразмышлять о том, как работают эти скрытые механизмы истории? Вчерашние государственные преступники, захватив власть, объявляют бандитами тех, кого свергли, особенно если последние имеют дерзость сопротивляться, а не покорно принимать участь «невинных жертв». Свергнутые же продолжают видеть в новых властителях злодеев, маскирующих свои планы «всемирной революции» под личиной дипломатии.
Вопросы для обсуждения
- Убийство Воровского — личная месть, акт Белой борьбы или устранение советской делегации с Лозаннской конференции руками белогвардейцев?
- Суд над Конради и Полуниным — инсценировка или действительно суд Белой России над Красной?
- В чём смысл Лозаннской конференции? Как он соотносится с убийством одного из руководителей советской делегации? Как повлияло убийство на итоги конференции?
- Отношение эмиграции к Лозаннской конференции, убийству Воровского и процессу над Конради и Полуниным
- Церковная оценка этих событий в эмиграции и в СССР
Участники
- Лора Герд, доктор исторических наук, действительный член Императорского православного палестинского общества
- Александр Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии
- Беньямин Форстер, пчеловод, гражданин Швейцарии