Перейти к основному содержимому
Анна Борисовна Алиева
Заместитель декана факультета религиоведения, старший преподаватель

У социологии религии отношения с теологией гораздо проще, чем мы привыкли думать

В июле я побывала на социологической конференции в Лидсе (Великобритания) под названием «На краю? Центр и периферия в социологии религии» (12-14 июля 2017). В конференции участвовали социологи практически со всех континентов: из Европы, Северной Америки, Азии, Австралии (и, в каком-то смысле, Африки, но уже живущие и работающие в Европе). Это ежегодная конференция, которую уже много лет проводит исследовательская группа SocRel, входящая в Британскую социологическую ассоциацию.

Сама исследовательская группа существует 42 года и представляет собой одно из очень интересных и активно развивающихся научных сообществ социологов религии в Европе. В ней много как молодых, так и уже именитых ученых, заинтересованных в развитии поля, владеющих теорией, методами и в целом неплохо разбирающихся в ситуации как в научной, так и в религиозной среде. При этом они интересуются разными религиями, в том числе разными проявлениями христианства, а не только пограничными или экзотическими случаями, которые обычно привлекают наших исследователей к изучению христианства.

Вообще надо признать, что изучение религий, религиозных сообществ в Англии (и в целом в Европе) выглядит как гораздо более научный проект, чем у нас, несмотря на то, что проблемных и трудных вопросов в этой сфере у них не меньше. При этом, правда, многие ученые практически не представляют себе реальную общественную и религиозную ситуацию в Восточной Европе и особенно в России.

В зеркале Фейсбука

В центре изучения современной социологии религии находятся религиозные сообщества и религиозные практики, а также репрезентация религии, религиозного поведения в публичной сфере, в том числе в СМИ и соцсетях. Если говорить о религиозных сообществах, то это малочисленные или «нетрадиционные» закрытые и полузакрытые сообщества: квакеры, амиши, сайентологи и т.п. Также исследователи проявляют особый интерес к моделям освящения пространства и времени (как это происходит в различных религиях и религиозных практиках).

Очень интересное исследование было о христианских страницах в Facebook: как христиане представляют себя и какие они ставят цели, что они могут сделать, что не могут, как это делают и чему это способствует. Например, один христианин сначала использовал свою страничку для прямой проповеди и помощи желающим таковую получить, а потом, после смерти своего сына, он, пережив это горе, создал сообщество помощи родителям, пережившим или переживающим смерть своих детей.

Обсуждались и вопросы теории: границы понятий; вопросы религиозности, нового понимания секуляризации и другие.

Друзья навсегда

Для меня конференция подтвердила в очередной раз, что стереотип о несовместимости социологии и богословия – ложный. В нормальном случае у социологии религии отношения с теологией гораздо проще, чем мы привыкли думать: квалифицированный ученый хорошо разбирается в предмете, который он исследует, и если он исследует религию, то не может позволить себе не знать богословие. Кроме того, есть просто много верующих социологов, которым не всё равно, как религиозная община, к которой они принадлежат, представляется во внешнем мире. Например, в работе конференции принимали участие представители Церкви Англии с целью познакомиться с последними социологическими исследованиями. И социологи, как я уже сказала, довольно спокойно обращаются к теологическим знаниям в своих исследованиях.

С моей точки зрения, такой (более здоровый и непредвзятый) подход к исследованию религии позволяет вывести ее из излишне виртуализированного пространства, увидеть, как вера воплощается в жизни современного общества. С другой стороны, верующим это дает информацию о том, как их воспринимают, и что они могут сделать для более внятного свидетельства о Христе современному обществу.

Об авторе