Сокровищница православных вопросов
Немецкий богослов профессор Карл Христиан Фельми – автор многих трудов, переведенных на различные языки и изданных во многих странах. Работу над книгой «Введение в современное православное богословие» он начинал еще будучи лютеранским пастором и именно в процессе ее написания принял окончательное решение о принятии православия. Впоследствии книга была переведена на греческий, болгарский, румынский, польский, испанский, итальянский и русский языки. Второе русскоязычное издание было подготовлено в Свято-Филаретовском институте и выпущено в 2014 году.
Книга знакомит с основными богословскими понятиями и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Она будет интересна как преподавателям и студентам духовных учебных заведений, так и более широкому кругу читателей, интересующихся христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.
– XX век не предоставил богословской мысли возможности свободно развиваться в нашей стране, – напомнил ведущий встречи первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – Лишь после празднования тысячелетия крещения Руси появилась возможность не только для изучения богословских трудов разных эпох, в том числе созданных в XX веке в русской эмиграции, но и для того, чтобы богословская мысль как выражение опыта богопознания могла развиваться свободно и здесь в России, в богословских школах, чтобы каждый, кто имеет сердечное желание и веру, мог приобщиться к этому важнейшему опыту. Для нас была огромной честью работа с дьяконом Василием над этой книгой, и мы рады, что ее второе издание вышло в нашем институте.
Сам профессор Фельми, представляя книгу, отметил, что издание было существенно доработано и дополнено.
– Институт чрезвычайно позаботился о доработке текста, и я был рад возможности усовершенствовать книгу, – сказал он.
В своем сообщении «Актуальные проблемы современного православного богословия в контексте церковной жизни» профессор Фельми сделал обзор основных тем, которыми занимались православные богословы, особенно в XX столетии. Он коснулся богослужения и таинств, православного учения о спасении, которое «до сих пор в поразительной степени неокончено», отношения к историко-критическому методу толкования Священного писания, учения о церкви, в частности, евхаристической экклезиологии, которая не только ответила на какие-то вопросы, но и поставила новые проблемы, а также вопроса о значении самого школьного богословия.
– Школьное богословие не является безусловно идеальным выражением православного богословского мышления, – отметил профессор Фельми. – Настоящее богословие – это всегда выражение опыта.
– «Введение в богословие» в данной книге означает погружение в толщу высокой традиции, причем мы обнаруживаем, что эта толща полна всевозможных течений – и освежающих, и иногда пугающих своей смелостью, поскольку мы сами не всегда имеем смелость додумывать какие-то вопросы до конца, – отозвался о книге заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ профессор Давид Гзгзян. – Книга возвращает нас к фундаментальным православным смыслам и напоминает, что для православной традиции чрезвычайно важна категория опыта.
Также профессор Гзгзян отметил, что православная традиция только выигрывает от того, что в лице автора оказывается открытой ко всем возможным творческим интуициям, в том числе прозвучавшим вне границ конфессионального православия.
– Перечитывая книгу, я вдруг поймал себя на легком потрясении, поскольку совсем не ожидал услышать от Мартина Лютера, что цель христианской жизни есть соединение со Христом и обожение, или узнать, например, что в протестантской традиции миропомазание могло восприниматься как рукоположение мирян, – сказал профессор Гзгзян.
По мнению протоиерея Александра Троицкого, главного библиографа Синодальной библиотеки Московского Патриархата, «книга не имеет аналогов в русскоязычной и вообще христианской литературе, и с ней следует ознакомиться каждому, кто интересуется современным богословием».
– Я никогда не встречал книги, в которой обобщался бы опыт богословия последних лет с отсылками к прозрениям предыдущих веков и других конфессий, которые всегда оказывали то или иное влияние на православную мысль, – сказал отец Александр. – Нет другой книги, где русское православное богословие рассматривалось бы наряду с румынским и греческим. Для нас это великая помощь в знакомстве с теми авторами, чье наследие переведено не полно.
Отец Александр добавил, что «нет ничего удивительного в том, что книга была написана в немецкой академической среде, но если кто-то владеет и немецким, и русским, то читать ее следует по-русски».
– Указатель имен и выверенность цитат снимают недоумения, возникавшие при чтении первого русскоязычного издания. Библиографическое сопровождение книги следует считать «сверхдолжной заслугой» издателей, – добавил он.
– Книга будет интересна каждому христианину, который интересуется православным богословием и опытом соединения веры и молитвы, – сказал Алексей Фокин, заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
– Мне понравилось, что в этой книге нет практически ничего об иконах – есть только сами иконы, – отметил профессор СФИ Александр Копировский, преподаватель курсов «Введение в богословие» и «Религиозная эстетика». – Часто заменяют созерцание иконы сугубо искусствоведческим или богословским текстом, забывая, что икона – это уже богословие в красках, она говорит с человеком сама. И книга помогает человеку овладеть языком, благодаря которому икона становится для него не просто знаком присутствия православия, но обретает собственное звучание.
– Может быть, самое замечательное, что в книге профессора Фельми предание не ассоциируется только с чем-то прошедшим, бывшим – и иногда не сбывшимся. Нет, здесь предание – это шаг вперед, почему эта книга и оставляет такую радость и вдохновение, – сказал ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков. – Предание – это то, что открывается и открывает новые возможности. Конечно, предание есть предание, оно не отрывается от прошлого, но все-таки оно всегда имеет этот эсхатологический вектор. И здесь это показано очень глубоко, живо, естественно, я бы сказал, по-своему просто, потому что очень логично. Здесь западная школа показывает нам, что поделаешь, хороший пример. Здесь ясность, краткость, четкость и в то же время вдохновение связаны именно с живым опытом, в который хочется входить. Я всегда эту книгу открывал просто как глоток свежего воздуха и живой воды.
Также отец Георгий обратил внимание на катехизический аспект книги, которая может помочь современному человеку войти в опыт христианской, церковной жизни.
– Эта книга может послужить возрождению того пласта предания церкви, который позволил бы современного человека, настолько далекого от церкви, от ее духа, от ее мысли, ввести в это предание и повести дальше по жизни. Я бы порекомендовал такую книгу каждому серьезному катехизатору, способному вести не только какие-то детские занятия, а именно настоящее таинствоводство для зрелых духовно ищущих людей, которых сейчас становится все больше как у нас, так и, мне кажется, на Западе. С одной стороны, есть отталкивание от христианства, от церкви, от всего традиционного, от того, что было в прошлом, а с другой, есть большая жажда идти вперед, и как раз возрождение опыта мистагогии, таинствоводства – это большая проблема, таинствоводство не может быть сведено к какому-то ликбезу – не важно, детскому или не детскому. И дай Бог, чтобы было больше таких книг!
В ходе дискуссии затрагивался и вопрос о духовном единстве православных. Как заметил аспирант ОЦАиД Алексей Макаров, сегодня церковь «из сообщества людей, которые разбираются в сложных богословских вопросах, превращается в тех, кто готов в ожесточенных спорах расколоться на несколько частей». Отвечая на вопрос о перспективах этих споров и надежде на достижение консенсуса, в частности, на соборе, профессор Фельми сказал, что от предстоящего Всеправославного собора «нельзя ожидать слишком многого» по причине требуемого предварительного полного единогласия, однако отметил, что собор будет важен как факт. В то же время он согласился, что для богословских споров начала XX века было характерно на порядок лучшее владение самим предметом спора и не столько ожесточенный, сколько иронический тон.
Как отметил профессор Гзгзян, книга наталкивает на мысль о том, что нам не так принципиально находить скорое и тем более документально оформленное согласие, а гораздо важнее обретать опыт движения, опыт утрачиваемого и находимого вновь согласия и тонкой настройки богословского мышления, опирающегося на опыт целостной жизни.