Перейти к основному содержимому

О чём молчит московское метро и как выжить в коммуналке

О том, как устроена программа, чему на ней учат и как проходят вступительные испытания, рассказали преподаватели и выпускники на недавно прошедшем дне открытых дверей исторического факультета Свято-Филаретовского института.

Программа профессиональной переподготовки «Социальная история Отечества» была разработана в 2019 году, первый набор состоялся в январе 2020-го. Не так давно прошли защиты выпускных работ очередного курса, по характеру напоминавшие, по словам декана исторического факультета СФИ Константина Обозного, «с одной стороны научную конференцию, а с другой — непринуждённую дружескую беседу коллег». 

Выпускник этого года журналист Андрей Васенёв рассказал, что при поступлении руководствовался скорее профессиональными мотивами: «Как главный редактор я знаю, что если у автора историческое образование, его статьи острее, интереснее и они не подставят солидное издание недостоверной фактурой. Поэтому я сюда и поступил».

Но в процессе обучения цели пребывания Андрея на факультете несколько изменились, и вместо стереотипной — как он планировал — темы, связанной с юбилеем какого-нибудь известного события, он предпочёл рассмотреть историю Ленинградской духовной академии. Вот как выпускник видит свой опыт обучения: «Нам передали не просто знание, а образ исторического сознания. Я понял, что такой подход к образованию открывает человеку новый угол зрения на своё призвание».

Мария Дикарёва, старший преподаватель СФИ, защитившая год назад работу о московском метро как объекте советской пропаганды, так сформулировала свои впечатления от обучения: «Что для меня было наиболее ценно — это определённый взгляд на историю. В центре этого взгляда — не исторические события, не просто факты, а человек. Настоящее образование происходит через общение, через диалог, когда преподаватели всерьёз учатся и у тех, кого они учат. Я почувствовала атмосферу доброго дружества преподавателей и слушателей». 

«Говорят, что на вашей программе есть экзотические курсы типа истории советских коммуналок», — поинтересовался один из гостей дня открытых дверей.

«Пока отдельного такого курса нет, но могу поделиться личным опытом», — сказал Владимир Чичерюкин-Мейнгардт, читающий курс о социальных конфликтах в истории XX века и вспомнил различные эпизоды из своего детства в коммунальной квартире на Басманной улице: просмотр фильмов по телевизору с соседями, утренний ажиотаж вокруг единственной ванны и пары раковин, а также очередь к общему телефону. 

«Здание бывшей гимназии приспособили под коммуналку. Там было девять комнат и в них жило где-то под двадцать человек, — говорит Владимир Григорьевич. — Комнату в квартире получил мой дедушка, и жил там, уже будучи профессором Тимирязевской академии, доктором наук. Документы на жилплощадь ему уступил старший брат бабушки, военный, вскоре отправленный на 13 лет в ГУЛАГ. Единственная привилегия, которой дедушка добился — установка в комнате отдельного телефонного аппарата. Потом все соседи приходили позвонить, но уже к бабушке — поставили телефон через три месяца после того, как дедушка умер».

В конце обучения слушатели могут выбрать тему итоговой работы в зависимости от своих интересов. Причём можно не только написать традиционное историческое исследование, но и, например, подготовить экскурсию или просветительский медиапроект. 

По мнению преподавателей факультета одной из самых оригинальных выпускных работ за эти годы оказалось сочинение «Фильм “Чапаев” как исторический источник». «Я знаю этот фильм наизусть, но был потрясён, когда читал эту работу, потому что не ожидал такого глубокого киноведческого разбора именно через призму социальной истории», — говорит профессор СФИ и руководитель программы Кирилл Александров

Вступительное испытание состоится 15 августа. Оно представляет собой не привычный экзамен, а собеседование, которое может быть связано с оценкой какого-либо исторического явления — например, реформ Петра I, или обоснованием своей точки зрения на вопрос, что было главным событием тысячелетней истории нашего Отечества. Также для поступления необходимо будет написать эссе на тему: «Почему я хочу поступать на эту программу», в котором следует изложить свои ожидания от обучения.

Программа рассчитана на 2 года, 4 семестра, и предназначена для людей, уже имеющих или получающих высшее или среднее специальное образование.

Среди читаемых курсов — «Методология исторического исследования», «Введение в социальную историю Отечества», «Биографика русской культуры», «Власть и общество в XX веке: особенности социальной политики» и другие. Авторы программы видят своей задачей помочь слушателям обрести разносторонний и целостный взгляд на достижения и проблемы отечественной социальной истории.