Преподаватели СФИ обсудили вопросы эсхатологической этики в трудах Ханса Урса фон Бальтазара
В Свято-Филаретовском институте состоялся круглый стол, посвящённый эсхатологическим аспектам этики в трудах швейцарского богослова Ханса Урса фон Бальтазара. Сообщение по его работам «Данте» и «Владимир Соловьёв» сделал кандидат философских наук Виктор Грановский.
«В “Данте” для нас наиболее важна пятая глава, где Бальтазар прямо говорит свой основной тезис: “Что такое “Божественная комедия” Данте? Это поэма об аде”. Здесь оба аспекта этого наименования важны: нужно подчеркнуть, что это произведение именно об аде, и нужно подчеркнуть, что это сочинение написано поэтическим языком», — отметил исследователь.
Размышляя о разных аспектах средневековой поэмы, католик Бальтазар задаётся вопросом: можно ли назвать это произведение мстительным, как писал о нём Николай Бердяев, — и приходит к выводу, что в объективном смысле «Божественная комедия» Данте — это не просто торжество Божественной юстиции, это торжество Божественной вендетты, то есть Божественного возмездия.
Продолжая исследовать Данте, Бальтазар ставит новые религиозно-философские и этические вопросы, в центре которых оказывается тема сочувствия и сострадания главного героя к другим персонажам поэмы. Можно ли считать, что сострадание в данном контексте — главная христианская добродетель, и можно ли сострадать врагам Божьим?
«Бальтазар пишет, что решая эту этическую проблему, Данте стремится ослабить тиски ада, помня при этом вопрос, прозвучавший в апокрифическом “Апокалипсисе Павла”: “Не милосерднее ли ты Бога?”» — подчеркнул докладчик.
Вместе с тем, Виктор Владимирович заметил, что по мнению Ханса Урса фон Бальтазара, главная проблема «Божественной комедии» Данте заключается в недостатке христологической и тринитарной перспективы в понимании ада.
«Это не проблема только Данте — это общий сотериологический изъян западнохристианского мышления, и его хорошо было бы, как пишет иезуит Бальтазар, “восполнить универсализмом восточного христианства”, под которым он подразумевает прежде всего находки русской религиозной философии», — заключил Виктор Грановский, напомнив, как проблемы ада и рая были поставлены в трудах Николая Бердяева, Льва Карсавина, отца Павла Флоренского, Сергея Фуделя.
Каким предстаёт взгляду католического теолога отец русской религиозной философии Владимир Соловьёв, которого Бальтазар считал ключевой фигурой в истории христианской мысли, участники обсудили, опираясь на анализ одноимённого сочинения Бальтазара, также представленный Виктором Грановским.