Перейти к основному содержимому

Пределы евхаристической экклезиологии

XX век богословы называют веком экклезиологии не в последнюю очередь потому, что он по-новому поставил вопрос об условиях существования и месте церкви в современном мире. О возможных подходах к его разрешению рассказал профессор протоиерей Джон Эриксон в своей лекции «Границы Церкви», прочитанной для преподавателей и студентов Свято-Филаретовского института 9 мая. 
Read this in English

«В век войн и революций, концлагерей и депортации, смены места из-за экономических причин или просто потому, что ты лишился крова, перемещение становится ключевой характеристикой времени, – говорит отец Джон Эриксон. – Перемещению подверглись и те, кто был выслан из России на философском пароходе в 1922 году, на чьи мысль и опыт опирается богословие XX века. В результате этих перемещений то, к чему они привыкли как к норме, как к традиции, было разрушено. Церкви, которую они знали, больше не стало. А что теперь? Где церковь?»

Именно эти вопросы, а не попытка просто реконструировать какую-то древнюю модель церковного устройства, побудили отцов Николая Афанасьева, Александра Шмемана, Иоанна Майндорфа искать верный образ отношений между христианами, который они выразили в евхаристической экклезиологии, ставшей одним из главных богословских открытий XX века.

По мнению отца Джона, евхаристическая экклезиология глубже, чем готовность к частому причащению и общению после него за кофе, как ее нередко интерпретируют. «Когда Иисус спрашивает учеников: “можете ли пить ту чашу, которую Я пью?”, Он говорит не собственно о Евхаристии, а прежде всего о Кресте, о мученичестве, о победе над миром той же силой, которой победил Он сам», – говорит отец Джон.

Хотя концепция Афанасьева вобрала в себя важные богословские интуиции славянофилов и мыслителей XX века, связанные с соборностью и единением христиан, считает отец Джон Эриксон, остаётся открытым вопрос, до конца ли евхаристическая экклезиология учитывает те радикальные изменения, которые произошли с миром, человеком и церковью за последние сто лет.

О том, как он сам видит разрешение этой проблемы, отец Джон обещает рассказать в своём докладе «К вопросу о крещальной экклезиологии: церковный контекст и вероучительное содержание» на конференции «Современная православная экклезиология: служение церкви и ее устройство», которую Свято-Филаретовский институт проводит на предстоящей неделе.

Видеозапись лекции протоиерея Джона Эриксона можно посмотреть на нашем официальном канале в Facebook.

Протоиерей Джон Эриксон – православный американский богослов, ученый, специалист по каноническому праву и церковной истории, разработчик концепции крещальной экклезиологии. Джон Эриксон стал православным христианином в 1964 году, окончил Гарвардский (B.A., 1966) и Йельский университеты (M.Phil., 1970), а также Свято-Владимирскую семинарию (M.Th., 1984). С 2002 по 2007 год занимал должность декана Свято-Владимирской семинарии. Был рукоположен во пресвитера Американской православной церкви в 2006 году.

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00