Батюшки онлайн, буддийские вебкасты и хадж в зуме
Екатерина Гришаева (УрФУ – Центр исследований Восточной Европы, Бременский университет) и Валерия Шумкова (УрФУ) рассказали* о работе медиапрофессионалов в религиозных сообществах. Исследовательницы показали, что умение адаптировать религиозный контент под формат цифровых медиа становится тем ресурсом, который позволяет специалистам в области медиа особым образом выстраивать взаимодействие со священниками. Не только священники дают советы прихожанам, но прихожане говорят священникам, как лучше себя представить в медиапространстве.
Как участники современных православных онлайн-сообществ воспринимают авторитет священников в интернете, рассказала* Ольга Богданова (МГУ – Николо-Угрешская православная духовная семинария). Сопоставив полученные данные с тем, как авторитет (в частности, священства) воспринимался в православии традиционно, она показала, что и в интернет-сообществах люди по-прежнему связывают авторитет с духовным опытом и церковной жизнью человека, но не с его саном. При этом представления респондентов о том, какими должны быть священники, зачастую не совпадают с действительностью, показала Ольга Богданова.
Основные подходы к исследованию авторитета в исламе обозначила Софья Рогозина (Институт востоковедения РАН). Цифровые медиа – это ресурсы, которые позволяют меньшинствам (например, квир мусульманам) получить заметность в публичном пространстве: исламские блогеры становятся лидерами мнений, тем самым оттесняя оффлайн авторитет умы. Вместе с тем, ряд исследователей полагают, что социальные сети только отражают тенденцию индивидуализации религии, но сами не являются агентом трансформации религиозной структуры.
Елена Островская (СПбГУ) показала, что понятие традиции в исследовании буддизма зачастую является конструктом, мешающим продуктивности исследования. В особенности это актуально в ситуации, когда цифровые медиа становятся благоприятной средой для появления новых интерпретаций буддизма. Большое значение имеет локальная специфика общин, уверена исследовательница, и нельзя некритически использовать теории, которые были созданы на основе анализа кейсов буддизма в Западной Европе и США.
По замечанию Евгении Жуковской (Российский православный университет св. Иоанна Богослова – Сретенская духовная академия), медиатизация «срывает покровы с закрытых институций», цифровые медиа могут привести к «смене элит» внутри религиозных структур. Это одновременно и ситуация риска, и возможность для роста.
Круглый стол «Батюшки онлайн, буддийские вебкасты и хадж в зуме. Как цифровые медиа трансформировали религиозные традиции и авторитеты» был организован Свято-Филаретовским институтом, Институтом востоковедения РАН и журналом «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» 30 ноября в рамках подготовки к конференции «Религия и медиа: “новая нормальность”».
* Исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ, в рамках проекта № 19-011-00871 «Социальные медиа как фактор трансформации православия в современной России».