Перейти к основному содержимому

Миссия — главное служение мирян?

Read this in English

Увидеть единые теоретические основания христианской миссии и наиболее плодотворные подходы к её осуществлению, которые можно рекомендовать тем, кто хочет сам научиться свидетельствовать о Христе и помогать другим обрести этот опыт, обозначить основные проблемы и предложить возможные пути их решения постарались участники читательской конференции «Как научиться/научить христианскому свидетельству», опираясь на обсуждение курса «Православная миссиология» кандидата богословия, основателя Свято-Филаретовского института священника Георгия Кочеткова, в котором принял участие и автор.

В основе курса — лекции, которые отец Георгий читал в СФИ в 1996/97 учебном году, соотнесённые с традицией и современным опытом православной миссии. 

«Часто обычный православный человек не чувствует себя посланным в мир, а обретает в церкви “уютный домик”, где можно хорошо жить и на всё смотреть со стороны, или считает, что свидетельство о Христе — это призвание особо подготовленных профессионалов, — напомнила старший преподаватель СФИ Мария Дикарёва, обобщая основные идеи курса «Православная миссиология». — На самом деле к свидетельству о Христе призваны все Его ученики».

Кому и о чём мы свидетельствуем, как научиться лучше лучше видеть человека и не говорить ему о том, о чём он слушать не готов? И в то же время как помочь тем, кто уже имеет доверие Богу и хочет научиться жить по вере, сделать выбор в пользу Христа и обрести настоящую духовную свободу, начать входить в полноту церковной жизни?

Одна из проблем, обсуждаемых в курсе — соотношение миссии и катехизации (научения). Часто их не различают и начинают учить тех, кто не просил их учить. С другой стороны, важно увидеть, как связаны свидетельство и научение, чтобы помочь тому, кто уже хочет учиться у Христа, изменить жизнь и начать опираться на Бога.

Важно не подменять миссию контрмиссией (запугиванием) или лжемиссией (приманиванием), подчеркнула Мария Дикарёва, то есть не обещать в обмен на веру и жизнь с Богом того, чего не обещал ни одному человеку сам Господь Иисус Христос — благополучной жизни, успешной социализации, здоровья, экономических, психологических и прочих благ. Там, где человека «кнутом» или «пряником» лишают свободы, говорить о подлинной христианской миссии не приходится.

Большое внимание в разговоре было уделено принципу дополнительности. «В каждом человеке — в его вере, в его практике жизни — есть то, что от Бога. Важно это увидеть, признать и опираться на это подлинное и доброе в своём общении с этим человеком. Когда есть доверие, тогда человек готов услышать и воспринять и то новое, чего в его опыте нет, чего ему не хватает», — говорит отец Георгий. 

«Апологетика должна быть глубже, — добавил он. — У нас апологетика бывает скучной. Когда есть нападки на нашу веру, на церковь — что ж мы должны сложить ручки? Ни в коем случае! Но нельзя агрессивно относиться к духовно не согласному с вами человеку — нельзя так дискредитировать церковь! Ведь в глазах народа люди, реагирующие на нападки агрессивно, мгновенно получают самые негативные оценки. Нельзя бороться с агрессией против Церкви теми же средствами, которые применяют к нам. С любовью подойдите к человеку, пожалейте его, что он не нашёл доброго проповедника, доброго свидетеля веры, и постарайтесь восполнить то в его опыте, чего ему не хватает», — пояснил отец Георгий.

Опытом работы современной миссии поделился руководитель Миссионерского отдела Костромской епархии священник Дмитрий Трифонов, представив сообщение «Проблемы подготовки миссионеров и пути их решения (на примере миссионерских курсов Костромской епархии)». Он рассказал о том, как удалось собрать команду людей, которые занимаются уличной миссией, проповедуют в больницах и в интернете, как складывалась жизнь группы по изучению Священного писания, какое значение имело появление миссионерского храма, как проходит общение с иноверцами и христианами других конфессий.

«У нас при храме до пандемии было две огласительных беседы перед крещением, и это был настоящий вызов, поскольку во многих храмах нашего города оглашения не было вообще, — рассказал отец Дмитрий. — Мне неоднократно звонили люди: “Здравствуйте, вы ведь руководитель миссионерского отдела, подскажите пожалуйста, где можно покреститься, не проходя оглашения”. И я всегда отвечал: “Вы знаете, я именно тем и занимаюсь, что препятствую такой деятельности”».

Резюмируя главные идеи курса лекций по православной миссиологии, Мария Дикарёва напомнила о цели христианской миссии и её плодах: обретении человеком веры и его готовности сделать выбор в пользу Христа и Церкви, встать на путь ученичества у Христа, захотеть жить по Евангелию. Ещё один плод, связанный с этим, о котором упоминает отец Георгий — рождение церковных общин, способных к самовоспроизведению. 

По словам протоиерея Сергия Стаценко, председателя Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, проректора по учебной части Ташкентской духовной семинарии, ему импонирует подобная четкость критериев миссии и её плодов. Вместе с тем он поставил вопрос о выявлении старших в общинах, указав на одну из проблем приходской жизни: нежелание людей брать на себя ответственность. 

Отец Георгий в этой связи вспомнил о недавнем постановлении Священного синода, в котором был поставлен вопрос о служении мирян: «Наконец-то заговорили о служении мирян в церкви! Когда люди выбирают путь Божий, путь Христов, и он становится единственным путем в жизни человека, при всем многообразии форм воплощения, тогда и реализуется царственное священство верных — оно реально существует», — сказал отец Георгий.

«Тогда даже слово “миряне” уже неуместно. Мы не называем братчиков мирянами, потому что “мирянин” в переводе на русский с церковнославянского — это “мирской”, или “житейский”. Это не большая похвала христианину — если он мирской. И древняя церковь нас здесь поддерживает, она тоже так никогда не называла своих членов, более того — называли друг друга святыми», — добавил он.

«Оглашение в древней церкви никогда не совершалось на приходском уровне — это уровень целого города, — напомнил отец Георгий, отвечая на вопрос о проблемах, с которыми сталкиваются современные попытки проводить оглашение на приходах. — Оглашение, крещение и миропомазание совершались в соборе — там, где служил епископ. Человек может реализовать свою веру в разных местах — он не привязан к приходу, тем более в наше время. До революции приход был территориальной единицей, он мог объединять жителей квартала, села, а сейчас такой территории нет. Иногда их придумывают, но это самодеятельность». 

«Ни один священник не знает, кто у него в приходе. Всегда может прийти человек и сказать: “Я в вашем приходе”. А ты его никогда в жизни не видел. И что ты ему скажешь? “Ты не в моем приходе”? А он спросит: “Почему? Я же пришёл”. Захотел — пришёл, захотел — ушёл. Вот вам пожалуйста прихожанин. И для священника на приходе это сейчас одна из основных проблем: он никогда не знает, за кого он отвечает. Да, есть какой-то близкий круг, но это не приход. И поэтому очень трудно по приходскому принципу устраивать и миссию, и оглашение — и то, и другое не умещается в рамки прихода», — подчеркнул отец Георгий.

«Поэтому такое большое значение и в древности, и в наше время имеет созидание общин и братств. Это более древнее установление, никаких приходов в церкви не было в первые века! А что было? Как церковь называла себя, когда не было приходов? Братством называла себя, общиной называла. Но об этом забыли. Забыли даже о том, что в истории Руси братства известны нам с XV века! Это не Новое время, это не только XIX век. Община отличается тем, что она построена на личном общении. Приход — нет, там могут быть люди, которые лично глубоко общаются, но может таких и не быть. А братство строится на том, что у нас один Отец Небесный — поэтому мы друг другу братья и сёстры», — заключил отец Георгий.

Как показала дискуссия, ключевое значение в вопросах миссии имеют проблемы экклезиологические, как и само представление о церковности, сам образ и опыт церковной жизни, на который опирается христианин в своём свидетельстве о Боге и о Христе.