Перейти к основному содержимому

Как немецкий библеист вдохновил русского художника

В Свято-Филаретовском институте прошёл круглый стол, посвящённый библейским эскизам Александра Иванова, которые он написал под влиянием книги немецкого исследователя Давида Штрауса «Жизнь Иисуса». 

Свои акварельные эскизы на библейские сюжеты художник Александр Иванов писал одновременно с главным трудом своей жизни — картиной «Появление Миссии», более известной как «Явление Христа народу». Глядя на то и другое, трудно представить себе, что живописец в процессе работы пережил глубочайший кризис веры. О духовном пути художника рассказал искусствовед, ректор Свято-Филаретовского института Александр Копировский в докладе «“Библейские эскизы” Александра Иванова — богословие внутри религиоведения».

За советом и поддержкой Иванов обращается в письме к Александру Герцену: «Я утратил ту религиозную веру, которая мне облегчала работу, мою прежнюю жизнь. Мир моей души расстроился — сыщите мне выход, укажите идеалы».

Выход, однако, Иванов нашел сам. В целях самообразования он решил обратиться к современной ему библеистике и прочел нашумевшее тогда исследование немецкого историка Давида Штрауса «Жизнь Иисуса».

«Штраус вдохнул в Иванова силы, — говорит Александр Копировский. — Иванов, прочитав его книгу, пришёл в полный восторг и поехал к нему знакомиться. Их знакомство происходило несколько юмористически. Иванов говорил по-итальянски и по-французски. Штраус говорил по-немецки и по-латыни. Понять друг друга было трудно. Иванов писал, что Штраус согласился со всем, что сказал художник, и пожелал ему успехов во всех его начинаниях. “Но кажется, — говорил Иванов, — он принял меня за сумасшедшего”».

Эффект, который книга произвела на художника, представляется неожиданным: ведь у себя на родине Штраус подвергся за неё жесточайшей травле.

«Одна из причин скандала вокруг этой книги состояла в том, что Штраус многие повествования определил в категорию мифа, за что был уволен из Тюбингенского университета и прозван “антихристом из Людвигсбурга”, — отметил библеист, старший преподаватель Свято-Филаретовского института, научный сотрудник ИВ РАН Глеб Ястребов в докладе «Давид Штраус: личность и его радикальная теория: современный взгляд». — К Ветхому завету понятие мифа применяли уже давно, но поступить так с Новым заветом было весьма необычно. Традиционно мифы искали только во временах былинных».

Но, несмотря на все обвинения в политическом радикализме и репутацию скептика, Штраус не был противником христианства, говорит Глеб Ястребов: он родился в пасторской семье, получил церковное образование, был монархистом, патриотом Германии. Репутация Штрауса противоречила его реальной биографии и замыслу книги.

«Это тот редкий случай, когда замысел настолько контрастировал с результатом», — поясняет Глеб Ястребов. По его словам, изначально Штраус планировал написать трёхтомник, где первая книга содержала бы основные тезисы, вторая — антитезы, а третья — синтез и даже апологию Христа. Но писать он начал со второй книги — и это погубило весь замысел.

«Когда Давид Штраус писал эту книгу, он, на свой лад, был ещё церковным человеком, — говорит Глеб Ястребов. — Единственное, чего опасался Штраус на момент издания книги, — это что после её прочтения Евангелие назовут мифом, который больше не нужен. Он думал, что ему удастся соединить своё историческое исследование с отчасти окологегельянским, отчасти отродоксальным христианством и на этой почве создать новую современную теологию. Но не довелось».

Что же увидел в этой книге Иванов и как это повлияло на его творчество?

«С одной стороны, следуя Штраусу, нужно было делать всё крайне натурально, даже натуралистически, без мистики, — поясняет Александр Копировский. — Вполне реалистичные изображения мы находим у Иванова в акварелях на сюжеты Ветхого завета».

Но в иллюстрациях к Новому завету Иванов отступает от этого принципа: везде, где есть изображение Христа, он является абсолютным центром композиции. «В наброске «Христос и Понтий Пилат» Христос оказывается на голову выше прозрачного Пилата и в своём плаще выглядит как царь, распекающий своего подчинённого», — комментирует искусствовед. Аналогичный пример — сцена бичевания Иисуса: мучители ростом ему едва по плечо. «Христос у Иванова оказывается точкой, центром, логическим концом несовершенных прозрений языческой Античности и пророчеств Ветхого завета», — заключает Александр Копировский.