Вера и наука. Зачем они друг другу?
Максим Иванович Зельников — физик-теоретик, кандидат физико-математических наук. В настоящее время старший научный сотрудник Отделения теоретической физики им. И.Е. Тамма Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН), доцент МФТИ. Доцент Свято-Филаретовского института (СФИ). Автор научных статей по космологии и звёздной динамике.
Может ли Богоцентричность снова стать основой научного познания мира?
Есть достаточно востребованная в современном мире и при этом, конечно, чрезвычайно сомнительная умственная конструкция. Она говорит нам, что ученые в Бога не верят. Мол, или ты в научное познание мира веришь или в божественное происхождение мира и человека. В ютьюбе много роликов на эту тему. Ученый атеист против священника и прочие битвы якобы прогресса с якобы мракобесием. Но, если изучить немного вопрос посерьезнее — то окажется, что, во-первых, многие ученые были очень верующими.
А во-вторых, и это еще интереснее — человечество уже проходило периоды вот такого увлеченного противопоставления религии и науки. Например, во времена французской революции было очень сложно представить себе ученых, которые бы публично говорили о своей вере. Но прошло лет 50 и уже в середине XIX века все почему-то сильно поменялось религия снова стала естественной частью биографии многих видных ученых.
Сейчас, в эпоху победившего постмодерна, нам снова пытаются навязать повестку, согласно которой серьезный человек может верить только в науку. Именно «верить» — потому что 90 процентов вот таких рассуждений идет от людей, которые очень далеки от серьезного научного познания мира. Эти люди рассуждают о научном прогрессе и прогрессе вообще — как о новом божестве. Они именно, что верят в него. Мы бы вообще назвали бы это новым язычеством. Когда на пьедестал мироздания возводят науку, при этом ничего не понимая в том, а что же это такое — эта самая наука.
И вот сегодня мы решили поговорить о том, а что же это такое — вот это самое новое язычество, которое обожествляет, как когда-то золотого тельца, некоторое якобы рациональное научное знание. И как можно преодолеть вот это самое новое язычество, преодолеть мир победившего постмодерна и поставить Бога в центр будущей инновационной и прогрессивной науки. Звучит несколько даже провокационно. Но ведь будущее всегда провокационно по отношению к современности.