О Предании Церкви и «православных идолах»
Центральной частью визита румынских богословов в СФИ стала конференция «Наиболее распространенные искажения церковной жизни: их содержание и пути преодоления», которая состоялась в СФИ 5-6 июня.
В течение двух дней участники говорили о различении подлинного опыта и духовных подмен в церковной жизни, главного и второстепенного, незыблемого и временного в ее богословском, литургическом, каноническом наследии. Открытый и заинтересованный диалог стал свидетельством не только о развитии академического сотрудничества между между двумя богословскими школами, но и о наличии множества общих точек во взгляде на основные акценты в христианской жизни.
«Я очень рад, что в делегации наших румынских партнеров много священников, потому что священники, может быть, больше всех страдают от противоречий и несовершенств в церковной жизни, – сказал, приветствуя участников конференции, ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков. – Говоря о проблемах церкви, нельзя делать вид, что она в идеальном состоянии, но нельзя и терять веру в Церковь, потому что без этого нет веры в человека, а значит и веры в Бога. А мы все как христиане призваны быть примером для других в вере и открытости Духу Божьему».
«Хотелось бы поблагодарить руководство СФИ за то, что вы нам открыли не только двери, но и сердца, за теплоту, гостеприимство и искренность, которые мы здесь почувствовали», – обратился к участникам конференции заместитель декана богословского факультета Университета имени Лучиана Благи профессор протоиерей Иоанн Мирча Елчу.
Плодотворный ракурс для обсуждений задал доклад профессора СФИ Давида Гзгзяна. Он предложил обратиться к духовным основаниям церковной жизни, увидеть ее прежде всего как опыт встречи и общения с живым Богом, освобождающий человека от лицемерия и страха, устанавливающий прямые и открытые отношения между людьми. Это позволило говорить о церковном Предании не как об исторической данности, а как об области духовного труда, через который человек обновляет опыт присутствия Бога в своей жизни и может обретать духовное единство с ближними, видеть единство опыта за многообразием внешних форм.
Проблему соотношения современной церковной практики с одним из наиболее подвижных пластов предания церкви – ее канонами поставил в своем выступлении профессор протоиерей Николае Кифэр. Множество коллизий в этой области связано с тем, что второстепенное часто ставится на место главного. Локальные, исторически обусловленные вещи нередко воспринимаются как нечто незыблемое и общеобязательное, превращаясь в своего рода «православные идолы», а каноны, фиксирующие принципиальные акценты, наоборот, «вымываются» из традиции (например, большинство верующих даже не подозревают о существовании канона, который предписывает ежедневное участие в евхаристии и причащение на пасхальной неделе).
Однако подмены и искажения существуют не только на уровне канонов, обрядов и таинств, но и на уровне внутренних акцентов в самой вере. Люди часто не видят в церковной жизни ничего оригинального, специфически христианского. Нередко даже с амвонов говорится о христианстве лишь как о наборе общечеловеческих норм поведения и житейских ценностей. Каковы новозаветные акценты в понимании евангельских заповедей? Этому вопросу посвятил доклад доктор богословия Себастьян Молдован, преподаватель нравственного богословия Университета имени Лучиана Благи. На примере евангельских и святоотеческих текстов он показал, что в Новом завете Бог ждет от человека не просто нравственных усилий и праведности, но способности к познанию и наследованию качеств Самого Творца.
«В христианстве есть то, что по своему происхождению не принадлежит всему человечеству, но что принесено для всего человечества и что должна нести всем людям церковь», – сказал отец Георгий Кочетков. И когда церковь перестает отличать собственно христианский опыт от языческих, мирских, житейских, культурных ценностей – от того, что принадлежит «срединном царству», она становится неинтересна этому миру, она уже не может дать ему ничего, чего в нем нет.
Разговору о том, как помогать людям освобождаться от распространенных в церкви суеверий – «заменителей» христианской веры, усвоение которых не требует сердечного труда, был посвящен второй день конференции. Владимир Якунцев, старший преподаватель СФИ, представил доклад, с которым он полтора года назад выступал на «Рождественских чтениях». Его обсуждение показало, что именно в тех обществах, где позиции церкви внешне сильны и почти все люди крещеные, в их духовной жизни существует масса противоречий: например, можно ходить в храм, молиться Иисусовой молитвой и при этом обходиться без исполнения десяти библейских заповедей, а о Боге говорить не «Кто», а «что». И именно здесь всякому человеку особенно нужна помощь Церкви, чтобы последовательно и реально, а не только символически обретать новозаветные основания в духовной жизни.
«Два дня неспешного, вдумчивого и открытого диалога с представителями одной из крупнейших православных церквей в мире показали, что духовное единство и соборность в Православии – не только высокая идея, не только символ, но и реальность, хоть и достигаемая усилием, – подвел итог конференции ее ведущий Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ. – И это при всех, в некоторых вопросах довольно существенных, различиях исторических обстоятельств и современной церковной практики. Нечасто, увы, испытываешь такое вдохновение, да и просто духовное и интеллектуальное удовольствие от совместного труда в рамках договора о совместной деятельности».
Во время визита в СФИ представители Университета имени Лучиана Благи также встретились с членами Ассоциации выпускников и студентов института, приняли участие в богослужениях в часовне СФИ, а в воскресный день сослужили на литургии в Успенском соборе Новодевичьего монастыря.
Нынешний приезд в Москву стал очередным шагом в развитии отношений между двумя богословскими школами. Год назад представители СФИ принимали участие в конференции Университета имени Лучиана Благи, посвященной памяти мученика Константина Брынковяну, а до того Себастьян Молдован приезжал в СФИ для чтения лекций по биоэтике.