Православие light отменяется?
Похожие ощущения сегодня испытывают от 93 до 95% крещеных людей в России, которым в свое время никто не показал, как это – быть христианами, и возможно ли это. Наверное, поэтому устроители Рождественских чтений в этом году посвятили отдельный семинар проблемам катехизации после крещения.
Обсуждение подобной темы на одном из главных церковных форумов страны – событие знаковое. Самая болезненная и массовая проблема русского православия – номинальная, бездейственная, теоретическая вера, связанная с практикой крещения без подготовки, – стала предметом открытого и достаточно конструктивного разговора на общецерковном уровне.
Бог – заложник обещаний?
Крещение – как брак. Без участия обеих сторон не работает. Однако представление о том, что к принесению крещальных обетов нужно как-то готовиться, в Русской православной церкви стало закрепляться лишь в последние лет пять. Большинство крещеных людей вообще не подозревают, что давали Богу какие-то обещания. Четверть считающих себя православными никогда не заходят в храм. Больше трети заходят, чтобы поставить свечку. Треть участвуют в крестинах, венчаниях и отпеваниях. И больше половины вообще не читали Библию. Эти цифры привел в своем докладе сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ, преподаватель катехетики и катехизатор Владимир Якунцев.
Основную трудность оглашения крещеных, но малоцерковных людей, так называемых «захожан», он видит в том, что многие из них не только не знают о традиционном смысле крещения, но и привыкли считать «однозначно православными» свои суеверные представления о нем. Распространенность суеверий связана с тем, что их усвоение не требует сердечного труда, подчеркнул Владимир Якунцев. Кредо большинства крещеных людей – вера без усилий, христианство по возможности и по потребности.
Современному человеку трудно дать Богу «обещание доброй совести» (Пет 3:21). Но именно в этом – конечная цель катехизации, проводится она до или после крещения. Большинство людей уверены, что обещания может давать только Господь, констатировал Владимир Якунцев. Бог обещал нам спасение и Сам теперь заложник собственного обещания (поэтому и таинства должны «работать» независимо от человека и его личной встречи с Богом). Православие вне решимости жить по вере приводит к тому, что вера выражается только в символах и знаках. Люди в принципе не верят в то, что христианская жизнь возможна, часто не знают о ее смысле и акцентах и ничего особенного не ждут от крещения, заранее мирясь со злом и грехом в себе и вокруг себя.
Бейджик или подрясник?
Одно из препятствий, которое нужно преодолевать на самом начальном этапе катехизации, – это недоверие, считает протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма (Клин). Должно быть место диалогу катехизатора и катехумена, в котором разрешаются вопросы и недоумения. «Если человека интересует Сам Господь и он стремится укрепить с Ним собственные личные отношения, то первейшая задача – помочь человеку научиться доверять Богу», – сказал отец Борис.
Правда, представления о том, как и за счет чего это можно делать, были озвучены самые разные. Так, после доклада протоиерея Александра Зелененко (Санкт-Петербург) о катехизации в форме приходского консультирования в зале завязалась серьезная дискуссия о том, какой консультант вызывает большее доверие у прихожан: с бейджиком, в подряснике или в халатике уборщицы. Но Евангелие говорит, что люди верили Христу, потому что Он учил их «как власть имеющий, а не как книжники» (Мк 1:22), а не потому что у Него был красивый хитон или какие-то опознавательные символы.
Еще одна задача катехизации крещеных людей, тоже связанная с восстановлением их доверия Богу и Церкви, – помочь им разобраться в структуре и смысле богослужения, а значит, сделать его дух и смысл более внятным и жизненным. «При реальном воцерковлении человека стоит задача изучения чина литургии, смысла священнодействий и молитв священника, анафоры», – сказал священник Александр Усатов, заведующий отделением дополнительного образования Донской духовной семинарии (Ростов-на-Дону).
«Крестик и тапочки»
Сегодня Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви разрабатывает единые требования к прошедшим катехизацию после крещения. О некоторых из них рассказал в своем докладе заведующий сектором катехизации Денис Туголуков. Конечно, никакой стандарт не в состоянии описать, что происходит с человеком, если в процессе оглашения он действительно освобождается от власти зла и греха и обретает силы и вдохновение, чтобы жить по-божески и по-человечески. Но хотя стандарт есть стандарт, а жизнь есть жизнь, ценна сама попытка приблизить представления о норме к Евангелию. В то же время и практика воцерковления, и «стандарты» христианской жизни в разных местах продолжают оставаться очень разнообразными. «Крестик, полотенце и тапочки» – такой ответ и сегодня рискует услышать во многих храмах человек, спросивший, что нужно, чтобы креститься.
Очевидно, что проблема веры, оторванной от жизни, своими корнями уходящая не просто в советское или постсоветское время, а в самые первые века христианской истории, не будет решена за один день, год или десятилетие. Понятно и то, что ее невозможно решить волевым или административным путем, без вмешательства Самого Бога и без людей, готовых потратить всю свою жизнь на свидетельство о возможности христианской жизни и лично понести все связанные с этим издержки. Ясно, что невозможно восстановить веру и доверие к Богу и Церкви, пока нет доверия между людьми и пока так повреждена вера в человека. Но проблема поставлена.