Перейти к основному содержимому

Евгения Борисовна Смагина

Ученая степень: Кандидат филологических наук
Должность: Профессор
Преподаваемые дисциплины
48.03.01 Теология (бакалавриат): Древнегреческий язык; Дополнительная программа по древнегреческому языку; Ветхий завет (часть дисциплины)
48.04.01 Теология (магистратура): Древнегреческий язык
Образование
Уровень образования, направление подготовки и/или специальность, квалификация: Высшее, специалитет. Классическая филология. Филолог, преподаватель древнегреческого, латинского языков и античной литературы
Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года): Повышение квалификации по программам «Актуализация рабочих программ дисциплин, практик и фондов оценочных средств ОПОП ВО по направлению "Теология" в соответствии с требованиями ФГОС ВО третьего поколения» (02.2020), «Инклюзивное образование в вузе» (03.2021), «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (03.2022), «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим» (10.2022), «Информационные технологии и электронная информационно-образовательная среда в вузе» (12.2023)
Сведения о профессиональной переподготовке (при наличии): Отсутствует

Научные работы

  1. Нубийский язык. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1986. 92 с. (в соавт. с Ю.Н. Завадовским).
  2. Древненубийский язык: письмо и фонология // Вестник древней истории. 1983. №2(164). С. 106–111.
  3. Einige Probleme der Morphologie des Alt-nubischen // Nubische Studien, edited by Martin Krause. Mainz: Zabern, 1986, pp. 391–397.
  4. Some Words with Unknown Meaning in Coptic Manichean Texts  // Enchoria 17 (1990), 
    pp. 115–122.
  5. Die Reihe der manichäischen Apostel in den koptischen Texten // Studia Manichaica, ed. Wießner and Klimkeit, 1992, S. 356–366.
  6. «Псалмы Фомы» (I-IV). Вступительная статья, перевод с коптского и комментарий // Восток, Афро-Азиатские сообщества: история и современность. 1992, №4, С. 112–123.
  7. Истоки и формирование представлений о царе демонов в манихейской религии // Вестник древней истории,1993. №1. С. 40.
  8. Manichäische Eschatologie // Gnosisforschung und Religionsgeschichte  Festschrift für Kurt Rudolph zum 65. Geburtstag. Marburg: Diagonal-Verl., 1994. S. 297–305.
  9. Die Formel “Seele Marias” in den Doxologien der Koptischen Manichäischen Psalmen // Coptology – Past, Present, and Future: Studies in Honour of Rodolphe Kasser. Leuven : Peeters, 1994, pp. 139–149.
  10. Евангелие египтян – памятник мифологического гностицизма // Вестник древней истории. 1995. №2(213). С. 230–251.
  11. Коптский манихейский трактат «Кефалайа» («Главы»). Перевод, комментарии, исследование. М., 1998. 512 с.
  12. Besonderheiten der Koptischen Manichaica // Agypten und Nubien, Vol. 2, 1999, S. 507, 529-540/541/548.
  13. Das manichäische Kreuz des Lichts und der “Jesus patibilis” // Augustine and Manichaeism in the Latin West: Proceedings of the Fribourg-Utrecht International Symposium of the International Association of Manichaean Studies (IAMS). BRILL, 2001, pp. 243–249.
  14. A propos du titre Psalmoi Sarakoton des Psaumes manicheens // Actes du Congres de Paris (28 juin – 3 juillet 2004). OLA 163, 2007, pp. 893–898.
  15. Дуализм в религиозных учениях // Православная энциклопедия. Т. 16. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 290–291.
  16. Жизнь Адама и Евы. Вступительная статья, перевод с древнегреческого и латинского и комментарии Е.Б. Смагиной. // Вестник древней истории. № 1. 2008. 
    С. 228–251.
  17. Отражение храмового сознания в манихейской космологии. // Храм земной и небесный. Храмовое сознание. М. : Прогресс-Традиция, 2009. С. 469–489.
  18. Арамейская религия // Православная энциклопедия, т. 3. М., 2009. С. 167–168.
  19. The Manichaean Cosmogonical Myth as a “Re-written Bible” // In Search of Truth. Augustine, Manichaeism and other Gnosticism, Leiden: Festschrift Johannes Van Oort, 2010, Vol. 74, pp. 199–216.
  20. Манихейская христология // Восток. № 2. 2010. С. 27–33.
  21. К вопросу о жанре трактата «Кефалайа» в контексте иудейской и раннехристианской литературы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. III: Филология. 8.  Вып. 4 (22). 2010. С. 54–76.
  22. Манихейство // Новая философская энциклопедия. Т. 2, М., 2010. C. 313.
  23. Манихейство (по ранним источникам). М., 2011. 517 с.
  24. Problems of the Teaching of Coptic Grammar // Cultural Heritage of Egypt. 5. Moscow, 2011.
  25. Преемственность принципов экзегезы канонических текстов: от иудаизма к раннему христианству» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Вып. 5 (23). М., 2011.
  26. Происхождение и особенности учения о стихиях в манихействе // Восток. № 1. 2012. С. 37–46.
  27. Дуализм // Православная энциклопедия, т. 16, М., 2012. С. 289–292.
  28. В поисках утраченного Востока. Ю.Н. Завадовский: очерк жизни и творчества. Автобиографический роман. М. : Викмо-М, 2014. (в соавт. с Ю.Н. Завадовским, 
    С.Ю. Завадовской).
  29. Мистерии Иоанна, апостола и святого девственника // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 97–110.
  30. Коптская интерпретация библейского перечня двенадцати драгоценных камней // Вестник древней истории. 2016. Т. 76 №3 С. 681–711.
  31. Гностицизм // Российская историческая энциклопедия. Москва, 2016. С. 126–127.
  32. Святой Сисиний в коптской традиции // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока. Ин-т Восточной Европы, ИМЛИ РАН, Институт славяноведения РАН, ВШЭ, Москва 2017. С. 133–140.
  33. Гендерный аспект в библейской экзегезе и его эволюция в гностических учениях // Этнокультурное развитие Ближнего Востока в IV-I тысячелетиях до н.э. Материалы научной конференции. Институт востоковедения РАН, 2017. С. 100–108.
  34. Повествование о «монашеской утопии» в коптской литературе как результат конвергенции // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2018. №27. С. 119–133.
  35. Нагота отшельников в письменных источниках и ее символическое значение // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2018. №6. С. 142–149.
  36. Пути Библии: к трактовке античных и библейских мотивов в творчестве 
    М.А. Волошина // Соловьевские исследования. Вып.4 (64). Иваново, 2019. С. 177–190.
  37. Review: Andrey A. Orlov (2017). Yahoel and Metatron. Aural Apocalypticism and the Origins of Early Jewish Mysticism (Texts and Studies in Ancient Judaism.169.) Tubingen: Mohr Siebeck: XII. 238 p. // Scrinium : Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2019, v 15, p. 347–349.
  38. Review: Andrey A. Orlov (2017). The Greatest Mirror. Heavenly Conterparts in the Jewish Pseudoepigrapha. New York, State University of New York Press // Scrinium : Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2019, v 15. p. 350–352, Leiden.
  39. L’interprétation copte de la liste biblique de douze pierres précieuses // Actes de la 18e Journée d’études de l’Association francophone de coptologie (Bruxelles, 2017). Paris, 2020. P. 251–263.
  40. The Origin and Characteristics of the Image of the Aerial Spirits // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2020. Vol. 16. N 1. 2020. P. 292–305.

Учебные пособия

  1. Практическая грамматика коптского языка. М. : Изд-во института св. Фомы, 2016. 512 с.