Перейти к основному содержимому

«Хотелось понять, прилично ли христианину миссионерствовать»

Литургическая проблематика, вопросы миссиологии и истории церкви стали предметом исследовательского интереса выпускников бакалавриата. Также состоялась защита магистерской работы о диалоге Русской православной и Римско-Католической церквей после II Ватиканского собора. 
Студенты на сессии, справа – Игорь Тюканько

Студенты на сессии, справа – Игорь Тюканько

«Я обращала внимание, что сегодня в отношении людей другой веры принято говорить о межрелигиозном диалоге и совершенно не принято – о миссии, – рассказала Мария-Альмира Ахмерова, защитившая бакалаврскую работу об осмыслении христианской миссии в богословской дискуссии после II Ватиканского собора. – Я сама из мусульманского народа, татарка, и крестилась уже во взрослом возрасте, взяв имя преподобномученицы Марии (Скобцовой), и мне хотелось понять: может, приличному христианину уже нельзя миссионерствовать людям других религий, это считается прозелитизмом?» 

«Оказывается, миссия была одной из главных тем II Ватиканского собора, и без этой бакалаврской я бы не получила ответа на свой вопрос, – говорит Мария-Альмира. – Для меня было важно, что под миссией подразумевается именно диалог между людьми, а не дипломатические отношения между конфессиями. Это открытый диалог, неформальный, но без какого-либо насилия, ведь миссионер обращается к тем, у кого запрос уже родился. И главное действующее лицо миссии – это Дух Святой, пробуждающий человека к тому, чтобы искать ответ на свой вопрос, но действует он через нас. На официальном уровне вопрос миссии всегда будет вызывать напряжение: иерархические структуры, в основном, занимаются дипломатией, а миссия – дело совести каждого верующего человека». 

Справа – Мария-Альмира Ахмерова

Справа – Мария-Альмира Ахмерова

Среди учёных до настоящего времени не существует единого мнения, в каком регионе впервые попали в анафору установительные слова (institutio) – те, в которых говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери, подобно тому, как это описано в евангельском тексте: «И когда они ели, Он, взяв в руки хлеб и произнеся над ним благословение, разломил, и раздал ученикам Своим, и сказал: “Возьмите! Это есть Тело Моё”. И взяв чашу и произнеся благодарение, Он дал её им, и пили из неё все; и Он сказал им: “Это Кровь Моя, Кровь Завета, за многих изливаемая» (Мк 14:22–24). 

Ольга Барабанова обобщила результаты современных исследований о появлении установительных слов в анафорах анатолийской литургической «семьи», к которой относятся наиболее употребимые в современной практике литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. В работе проанализированы структурные и содержательные особенности слов установления, источники их заимствования, взаимосвязь institutio с другими частями анафоры и с развитием богословия таинства Евхаристии. 

«Когда у нас прошёл курс Зои Михайловны Дашевской об анафорах, я сразу поняла, что это та тема, которой я хочу заниматься, и больше я ничего не хочу, – рассказала Ольга Барабанова. – Так что в это направление литургики я уже давно и безнадёжно влюблена. Литургика как русский язык – это, с одной стороны, какое-то обширное поле смыслов, составляющее основание нашей жизни, а с другой, за всей этой красотой и напластованиями можно ясно различить очень стройную систему, почти математическую». 

Ольга Барабанова

Ольга Барабанова

Теоретическую базу работы составили труды русских литургистов и богословов Николая Красносельцева, Алексея Дмитриевского, Александра Голубцова, Ивана Карабинова, Николая Успенского, архимандрита Киприана (Керна), протопресвитера Александра Шмемана, священника Георгия Кочеткова, протоиерея Михаила Желтова, а также западных историков и исследователей богослужения Антона Баумштарка, о. Хуана Матеоса, архимандрита Роберта Тафта, Ганса Лицмана, Грегори Дикса, иеромонаха Михаила Арранца, о. Хью Уайбру, Джона Фенвика, Пола Брэдшоу, Максвелла Джонсона, Энрико Мацца, Чезаре Джираудо, Габриэлы Винклер, Брайана Спинкса. 

«После двух курсов литургики я сначала вообще перестала понимать, как теперь в богослужении участвовать, – говорит Ольга Барабанова. – Но потом была пандемия, во время которой я и занималась темой бакалаврской наиболее интенсивно. И когда в августе я в первый раз после долгого перерыва снова попала в храм, то поняла, что мне дала эта тема: я почувствовала, что главное, что есть в литургии – это онтологическое присутствие Христа, и всё, что есть во второй части – анамнесис, эпиклесис, слова установления, – призвано это подчеркнуть. Ты вдруг понимаешь, что Господь рядом, и через благодарность Богу Отцу, и через воспоминание слов Самого Христа, и через призывание Святого Духа – как будто выходишь на другой уровень молитвы, более осмысленный». 

Греческий Евхологий, рукопись начала XVII века. Источник: textmanuscripts.com

Греческий Евхологий, рукопись начала XVII века. Источник: textmanuscripts.com

Роль архиепископа Агафангела (Преображенского) в подготовке и созыве епархиального собора в Риге рассмотрела в своей выпускной работе Лига Зариня. На соборе ставились вопросы о выборности духовенства, участии мирян в приходской и епархиальной жизни, укреплении соборности на епархиальном уровне, богослужении и переводах на местные языки (латышский и эстонский). Показано и влияние решений Рижского собора на отзыв архиепископа Агафангела о возможных реформах в Российской православной церкви в рамках дискуссии, предшествовавшей созыву Поместного собора 1917–1918 годов. 

Путям восстановления христианского единства в диалоге Русской Православной и Римско-католической церквей после II Ватиканского собора была посвящена магистерская работа Дарьи Макеевой. В бакалаврских работах также исследовались просветительская деятельность православных братств в Нижегородской епархии во второй половине XIX – начале XX века (Игорь Тюканько); деятельность епископа Андрея (Ухтомского) по осуществлению приходской реформы в Уфимской и Мензелинской епархии в 1914–1917 годы (Юлия Тебякина); миссионерская и просветительская деятельность архиепископа Иркутского и Верхоленского Тихона (Троицкого-Донебина) в 1892–1911 годы (Елена Троицкая). 

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00