Перейти к основному содержимому

Богословие от сотворения мира до COVID-19

Богословский дискурс эпохи COVID-19, теодицея и экклезиология Бердяева, историография Киевской митрополии, вина и покаяние в трудах Ясперса и Бонхёффера – темы бакалаврских и магистерских работ по теологии, представленных к защите 22 и 23 сентября в СФИ.

«Наконец, у нас появляется осмысление важных в нашем российском контексте тем, рассмотренных через призму западного богословия и западной философии. Я работой очень впечатлён, я много из неё узнал», – отметил рецензент магистерской работы Ксении Цветковой ректор Теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви кандидат теологии Антон Тихомиров (Санкт-Петербург).

В работе, посвящённой обзору и анализу богословско-философских понятий вины и покаяния в трудах пастора и исповедника веры Дитриха Бонхёффера и философа Карла Ясперса, позиции двух мыслителей представлены как ответ на вызовы истории: от культурного и социального кризиса эпохи модерна до противостояния национал-социалистическому режиму. Ксения затронула вопросы субъекта вины, инстанции виновности, связи покаяния и прощения, а также крайне актуальные вопросы о возможности коллективной вины и о национальном покаянии.

«О Бонхёффере по-русски ещё не писали с таким подробным вниманием именно к богословской стороне его мысли, – отметила научный руководитель доцент СФИ кандидат философских наук Виктория Файбышенко. – Я видела работы о нём как об экзистенциальном мыслителе, о герое своего времени, о подвижнике, как о человеке, который очень много понял про свою современность. Но что предлагает делать богослов Бонхёффер христианину со своей жизнью – так подробно об этом на русском, кажется, ещё никто не писал».

«Люди так боятся принятия вины, потому что им представляется, что после этого ты уже ничего не можешь сделать, ты связан по рукам и ногам. Но в работе удалось показать, что принятие вины не отделяет нас от нашей субъектности, не парализует, а наоборот, позволяет человеку выйти из многих тупиков, вводит его в деятельное взаимодействие с миром, как бы структурирует мир в принимаемой на себя ответственности», – добавила Виктория Файбышенко.

Ксения Цветкова

Ксения Цветкова

Магистерская работа Софьи Андросенко посвящена реконструкции взглядов Николая Бердяева на Церковь на основании его христианской антропологии, которую он сам называл «христологией человека». При большом количестве работ по антропологии Бердяева и некотором – по экклезиологии, данное исследование – первая попытка целостно представить эти две важнейшие стороны его мысли во взаимосвязи.

«Безупречная реконструкция идей русского мыслителя во всей их сложности и нюансировке сопровождается удачными попытками погрузить их в полемический контекст с его современниками и исследователями последних лет. При этом личные мнения, которые автор работы смело высказывает, звучат весомо и убедительно. Уже формулировка темы звучит, с одной стороны, оригинально, а с другой – выражает своеобразие философской и теологической позиции Бердяева как бы “по ту сторону” исключительного тео- и антропоцентризма», – отметил рецензент работы заслуженный преподаватель МГУ, доцент кафедры истории русской философии кандидат философских наук Алексей Болдырев.

«Поставленная соискательницей задача вызывает уважение в силу её смелости, но видится рискованной и трудноисполнимой. Перед нами новаторская разработка, поскольку это не привычный разбор известного материала, а развёрнутое предположение о том, как можно было бы, по мысли Бердяева, сформулировать существо православной экклезиологии, опираясь на соответствующие фрагменты сочинений философа», – отозвался о магистерской Софьи Андросенко рецензент декан СФИ кандидат филологических наук Давид Гзгзян.

Один из самых известных в мире русских христианских мыслителей, повлиявший на крупнейших богословов и целые школы, на родине и в Русской церкви до сих пор остаётся не услышанным. «Сегодня, когда не только в России, но и во всем мире трудно найти богословие, которое по-настоящему питало бы церковную и общественную жизнь, выходило бы за пределы того, что академик Аверинцев назвал “играми ума, которые что-то значат для нескольких специалистов”, мысль Николая Александровича возвращает христианскому богословию его предназначение – разбудить в человеке жажду свободы, творчества и любви, то есть родства со Христом, которое и делает его вполне человеком», – считает Софья Андросенко.

Софья Андросенко

Софья Андросенко

Бакалаврская работа Александры Строцевой посвящена историографической теме – сопоставлению взглядов архиепископа Филарета (Гумилевского) и митрополита Макария (Булгакова) на историю Киевской митрополии в период её разделения (XV–XVII века). 

«Автор в своём исследовании сумела впервые в историографии осуществить сравнительный анализ взглядов архиепископа Филарета и митрополита Макария на сложные проблемы истории Киевской митрополии, – отозвался о работе доцент СФИ кандидат исторических наук Владимир Черняев. – Она умело соотносит фундаментальные труды церковных деятелей XIX века с последующими исследованиями, включая новейшие, где представлена более сложная картина процессов в этой истории церкви». 

Александра Строцева

Александра Строцева

Дискуссионные вопросы церковной жизни в период пандемии COVID-19 в России на примере публикаций церковных и светских СМИ исследовала в своей бакалаврской работе журналист, кандидат филологических наук Ольга Солодовникова. Это первая попытка описать тематику и характер дискуссии по важнейшим церковным вопросам в период пандемии, а также проанализировать образ РПЦ, возникший в результате этой дискуссии. В работе проанализированы более 1500 публикаций в 12 светских и 11 церковных интернет-СМИ за март-апрель 2020 года.

Дискуссия в СМИ затронула всё многообразие богословской проблематики: от догматических основ вероучения (есть ли воля Божья на болезни и смерть) до практики благочестия (целовать руку священнику или нет). Вместе с тем, по словам автора работы, «качество дискуссии оказалось в противоречии с серьёзностью поднимаемых тем: полемика обрывалась на обмене одной-двумя репликами, аргументированная критика подменялась ссылками на авторитет и поэтическими метафорами». Ольга Солодовникова пришла к выводу, что «дискурсивное пространство церкви в СМИ представляет собой неструктурированное множество высказываний, лишённое личностных или смысловых критериев определения качества каждого высказывания в отдельности». «Богословие, став научной дисциплиной, пока не породило авторитетного научного дискурса в публичном пространстве», – заключила автор работы.

По ссылке можно познакомиться с некоторыми результатами исследования

Ольга Солодовникова

Ольга Солодовникова

Толкования библейского рассказа о сотворении мира и человека в трудах отцов церкви IV-V веков исследовала Татьяна Власова. В бакалаврской работе анализируются трактаты святителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, преподобного Ефрема Сирина, блаженных Феодорита Кирского, Августина Гиппонского.

«Собрать и в определенной мере сравнить взгляды святых отцов ранней церкви на проблемы Шестоднева – задача более чем современная и актуальная. Особенно востребованными результаты данной работы будут для подготовки катехизаторов, которым важно хорошо ориентироваться в святоотеческих толкованиях и при этом понимать все трудности в постижении смысла откровения, сложность достижения консенсуса при толковании библейских текстов, а в ряде случаев и отсутствие необходимости единообразия», – отметила старший преподаватель СФИ кандидат биологических наук Ольга Цкитишвили

Также были успешно защищены бакалаврские работы Максима Юрьева о проблеме теодицеи в философии Николая Бердяева, Олеси Якунцевой о миссионерской деятельности святителя Нила (Исаковича) в Сибири (1838-1853),  Александра Тавризяна о «реальном символизме» как основополагающем принципе христианской духовной культуры в трудах протопресвитера Александра Шмемана, Яны Пантуевой о «Церкви верных» и её «темном двойнике» в трудах Сергея Фуделя, а также Александра Осадчего о дискуссии участников Отдела о благоустроении прихода на Поместном соборе 1917-1918 годов. 

Государственная аттестационная комиссия работала под руководством ректора Русской христианской гуманитарной академии профессора, доктора философских наук Дмитрия Богатырёва. 

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225