Перейти к основному содержимому

Золотое правило христианской этики

Enter caption here

21 февраля в Институте философии Российской академии наук состоялось очередное заседание Теоретического семинара сектора этики на тему «Специфика евангельской формулы золотого правила этики».

Доклад, посвященный указанной теме, представил профессор СФИ Д.М. Гзгзян. В качестве оппонента выступил д.филос.н., профессор кафедры этики философского факультета МГУ А.В. Прокофьев.

Д.М. Гзгзян показал преемственный характер отношений между классическим золотым правилом и его новозаветной формулой, а также специфическое содержание последней. Евангельская формула, «сумасбродная в очах даже высокой библейской мудрости», способна не только содействовать устроению добрососедских отношений между людьми и охране суверенности каждой личности, но и отозваться на экзистенциальный интерес удостоверения всякого «я» в его ценности и незаменимости. При этом человек, способный «делать навстречу другим те шаги, о которых только мечтает в отношении себя», и тем самым принимающий на себя ответственность подтверждения ценности «другого», сам через это оказывается абсолютно незаменимым. Говоря об основаниях и источнике сил для подобной «стратегии поведения», Д.М. Гзгзян помимо экзистенциального интереса человека отметил «особую заинтересованность Творца», выраженную спасительным участием в судьбе каждого богочеловеческой личности Христа.

Удивительное свойство Нагорной проповеди, при скептическом прочтении кажущейся неприменимой к жизни, в том, что решившемуся отнестись к ней с доверием она дает глоток свежего воздуха. Современному человеку, подавленному привычкой смотреть на себя и других как на социально-экономическую функцию, в новозаветной этике открывается возможность сделать свою жизнь не совокупностью прав и обязанностей, но сотворчеством совершенно иных отношений, способность к которым предусмотрел в человеке его Создатель.

Четырехчасовое обсуждение поднятой темы показало живой интерес участников семинара не только к проблемам христианской этики, но и к современной церковной жизни.

Тест доклада Д.М. Гзгзяна можно прочитать на сайте Института философии РАН. Там же будет размещен текст выступления А.В. Прокофьева.

Все новости