В СФИ состоялись защиты бакалаврских работ
18 июня в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялись защиты двенадцати выпускных квалификационных работ на соискание степени бакалавра теологии. Государственная аттестационная комиссия работала под председательством доктора исторических наук Алексея Мазурова, ректора Московского государственного областного социально-гуманитарного института.
Пять работ были написаны на кафедре богословских дисциплин и литургики, четыре на кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики, две на кафедре церковно-исторических дисциплин и одна на кафедре Священного писания и библейских дисциплин.
Актуальной научно-богословской теме женского диаконического служения в церкви посвящена работа Натальи Кушнир. Соискательница исследовала содержание служения диаконисс и вопрос их литургического поставления в истории церкви. Выявляя особенности диаконического служения, отличающие его от других женских служений, соискательница выделила в нем литургические и не менее важные внелитургические учительный и катехизаторский аспекты. «До начала IV века служение диаконисс касалось преимущественно воцерковления женщин – их подготовки к крещению, предкрещального помазания и последующего наставления в христианской жизни, – сказала она. – На Западе диакониссы могли совершать в храме богослужения суточного круга, возможно, не только читать, но и изъяснять на богослужении Священное писание».
Соискательница проанализировала работы ведущих русских и зарубежных ученых ХХ-XXI веков в данной области, а также самостоятельно разыскала и исследовала опубликованные источники – чины поставления. На основании этого анализа удалось проследить эволюцию чина поставления и самого института диаконисс в различных церковных традициях, а также сделать выводы о возможных формах возрождения данного служения в современной церковной практике.
Марина Верховская в своей работе исследовала формирование последования, известного в современной церковной практике как «личное молитвенное правило». Автор работы проанализировала структуру, состав и историю формирования этого последования, которое фактически заменило весь суточный круг богослужения для большинства мирян в современной Русской православной церкви. Его основу составляют фрагменты повечерия и полуночницы, к которым в XVI веке начали прибавляться дополнительные молитвы. Такой эклектичный чин распространился в XVII веке, а в устойчивую практику вошел не ранее XVIII века. «В XX веке уклад церковной жизни XIX века стал восприниматься как некий образец, не требующий рассуждений. Однако структура и история формирования последований утреннего и вечернего правила не позволяют считать их определяющими для молитвенной жизни христианина», – отметила соискательница.
Отдельное внимание в работе уделено вопросу о соотношении в личном правиле индивидуальных и общецерковных смысловых акцентов, а также анализу пастырских рекомендаций к его составлению и изменению. Среди распространенных искажений соискательница отметила то, что личная молитва христианина вообще перестала восприниматься как форма богослужения.
Работы Натальи Кушнир и Марины Верховской были рекомендованы к публикации. Также к защите были представлены работы Аллы Ветровой «Друзья Христа и Христос как Друг. Понятие дружеской трапезы в Евангелиях от Луки и от Иоанна», Татьяны Крыловой «Предложения по реформированию духовного образования на рубеже XIX-XX веков на основе анализа “Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе”», Дмитрия Сидорова «Просвещение инородцев как форма миссии в трудах и практике Н.И. Ильминского» и другие. Всем соискателям была присвоена искомая степень бакалавра теологии.