Первый семестр по болонской системе
В текущем учебном году Свято-Филаретовский православно-христианский институт, как и многие церковные и светские вузы в нашей стране, перешел на болонскую систему образования. С сентября 2011 года студенты I курса обучаются по новому учебному плану, соответствующему Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения (ФГОС). 27 февраля на очередном заседании ученого совета СФИ были подведены итоги I семестра 2011/2012 учебного года.
На богословском факультете СФИ в I семестре продолжили работу две программы: бакалавриат и программа дополнительного образования, которую осваивают многие выпускники бакалавриата.
Многие формы учебной работы, предусмотренные ФГОСом третьего поколения, фактически используются на богословском факультете СФИ с самого начала его существования. Так, модульная структура учебных программ, которую предполагает новый стандарт, соответствует подходу, которого придерживался основатель и ректор СФИ священник Георгий Кочетков, когда создавал институт. Этот подход предполагал всестороннюю подготовку студентов по православному богослужению, церковной антропологии, богословию и церковной истории. В рамках этих направлений, которые сегодня называются модулями, в программу преподавания были включены группы дисциплин. Они нацелены на изучение, во-первых, Священного писания, литургики, сакраментологии, миссиологии, катехетики и гомилетики; во-вторых, этики, эстетики, аскетики и мистики; в-третьих, истории вселенской и русской церкви, экклезиологии, догматики и патрологии, апологетики, философии и истории философии.
На те же принципы, которые лежат в основе болонской системы, были изначально ориентированы и уровни образования в СФИ. По задумке отца Георгия Кочеткова, студенты вначале осваивают бесспорное в православной традиции, а также изучают основные источники в полном объеме (на первых двух курсах) и знакомятся с более сложными, проблемными и даже спорными вопросами на III-IV курсах.
Поскольку большинство обучающихся в СФИ всегда составляли люди, уже имеющие высшее образование, и многие из них получают богословское образование в свободное от работы время, программа изначально в большой степени опиралась на самостоятельную работу студентов с литературой и источниками и семинарские формы занятий. Образование в СФИ с самого начала было принципиально ориентировано не на передачу информации, а на формирование специалистов, обладающих, выражаясь языком ФГОСа, «набором компетенций». Таким образом, особенности образовательного процесса и формы преподавания, которые всегда составляли специфику СФИ, — продиктованные стремлением сделать обучение всесторонним, жизненным, целостным и последовательным, — оказались во многом соответствующими новому образовательному стандарту.
В 2011 году был усовершенствован процесс научного и методического руководства выпускными работами. В связи с большим количеством студентов, завершающих обучение на богословском факультете СФИ в 2011/2012 учебном году, была создана специальная комиссия по рассмотрению итоговых работ, в которую вошли преподаватели и члены выпускающей кафедры миссиологии, катехетики, гомилетики – богословских дисциплин и литургики. Работа комиссии позволила более внимательно, чем это возможно на заседаниях кафедры, заслушивать студентов, подробно обсуждать работы вместе с научными руководителями и оказывать необходимую методическую помощь.
С 2011/2012 учебного года на сайте СФИ начала функционировать система дистанционного образования «Личный кабинет». Студенты-заочники обоих факультетов СФИ, а также учащиеся заочного отделения богословского колледжа своевременно получают лекции в мультимедиа-форматах и необходимые учебные пособия в электронном виде. В ближайшее время данная система станет доступна и для студентов других образовательных форм.