«Они все друг друга знали»
![Заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии профессор протоиерей Георгий Митрофанов
Проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак
Ведущая конференции преподаватель СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена кандидат филологических наук Юлия Балакшина
Заведующий кафедрой Священного писания Свято-Филаретовского института Лариса Мусина и сотрудник Культурно-просветительского фонда «Преображение»](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ae50b8cc33949c938c7a5a3c7c6f7c93a52f4c6d/DSC_0757_-980x653.jpg)
Миф или реальность?
Канонизация может обернуться созданием мифологического или идеологического образа святого, отнюдь не требующего от своих создателей изменения жизни – в этом видит одну из главных проблем современного почитания святых известный историк, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, много лет проработавший в Синодальной комиссии по канонизации. «Подобно тому, как раньше мы строили коммунизм или возрождали святую Русь – и эти слова никого ни к чему не обязывали», – добавил он.
«Мифологический» образ почитания новых мучеников и исповедников зачастую приводит людей к выводам, граничащим с кощунством, добавила Лариса Мусина, заведующий кафедрой Священного писания Свято-Филаретовского института. Многие верят, что святые, подобно магам, могли вынести мучения, которые не под силу пережить «обычному» человеку.
Существует и ряд проблем, связанных с самой процедурой канонизации новых мучеников и исповедников. Так, согласно действующим принципам, необходимым условием для канонизации является непризнание человеком своей «вины» (а обвиняли пострадавших в застенках НКВД-КГБ прежде всего в антисоветской деятельности). Но среди немногих, не оговоривших себя под пытками (и чьи показания и подписи не были подделаны следователями советских органов безопасности), были очень разные люди. Подавляющее большинство прославленных в сонме новомучеников и исповедников – не мученики в христианском смысле слова, а жертвы политических репрессий в священном сане, которые вели благочестивую жизнь, заметил отец Георгий Митрофанов.
В поисках святости
Интерес к опыту жизни святых возникает изнутри веры в Бога, считает проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак. В существующем образе почитания святых заложен определенный суд: святой или не святой. Это не помогает человеку прийти к вере и христианской жизни. «Обращение к святым вторично по отношению к вере в Господа Бога, – подчеркнул он. – Да, христианство – это вера в Бога и в человека, а значит и в Церковь. Но в конце концов вся Церковь свята».
В то же время, если человек задастся целью жить по-христиански, то он обязательно начнет всматриваться в историю более внимательно, уверен Дмитрий Гасак. Но всматриваться уже не как судья, который заранее знает, кто святой, а кто не святой, а как тот, кто может извлекать уроки. Мы часто не учимся у святых, потому что факт канонизации представляется более важным, чем жизнь человека. В самой канонизации начинают видеть источник благодати, понимаемой как стабильность, благополучие, которые можно получить от того или иного святого, добавил он.
«Для выставки о жизни церкви в XX веке мы поехали по епархии собирать сведения о местных церковных людях, – рассказал член комиссии по канонизации Гомельской епархии, выпускник СФИ Андрей Скидан. – И когда я ездил по селам, спрашивал об исповедниках, то пришел к удивительному выводу. Живущие в разных деревнях, за 100-150 километров друг от друга, они все друг друга знали. И так везде: начнешь говорить об одном – сразу “вытянешь” остальных: или ученики, или последователи, или вместе молились. То есть это круг людей, который связан узами любви, литургическими узами, узами лагерного сидения».
Не нужно заведомо искать «про святых» – нужно собирать опыт церкви, уверен Андрей Скидан. Новые мученики и исповедники предъявляют нам жизнь церкви, очень сложную, кровавую и истерзанную. «Это не “терминаторы” святости. Это уставшие, иногда очень уставшие люди», – добавил он.
Не жития, а отношения
Сердцевина опыта новомучеников и исповедников трудноуловима. Они не творили чудес, многие не были удостоены не то что нетленных – никаких мощей. Их жизнь не вписывается в житийный жанр. «На выставке “Неперемолотые” меня всегда поражали экспонаты, свидетельствовавшие, что никакие внешние обстоятельства не могли отнять внутреннюю свободу человека, его способность к общению, к тому, чтобы менять мир в себе и вокруг себя, полагаться на какие-то внутренние источники вдохновения», – признался преподаватель Тверского государственного университета Игорь Корпусов.
В истории XX века не однажды был изменен образ отношений в церкви. Можно вспомнить и 1943 год, и 1990-е годы, когда в церковь пришло огромное число людей, воспринимавших веру через призму советского опыта. Игорь Корпусов напомнил, что выжившие в годы репрессий члены общины священномученика Анатолия Жураковского настолько радикально отличались простотой, доверием, духовной близостью от нового поколения церковных людей, что в них не узнавали православных.
Сегодня нам трудно представить себе, в каких условиях совершался подвиг новых мучеников и исповедников, как жила церковь в годы гонений, когда она, по выражению историка Павла Проценко, «вся состояла из кружков». Жизнь, молитва и вера новых мучеников – это какие-то новые качества, новый способ отношений. И, видимо, само их почитание требует от нас какой-то восприимчивости именно к этой, внутренней стороне жизни, настойчивой жажды осуществления этих качеств и отношений.
![одна из создателей церковно-исторической выставки «Non licet vos esse. Не должно вам быть» Ольга Филиппова
Декан факультета религиоведения СФИ кандидат философских наук Маргарита Шилкина
Конференцию организовало сообщество православных христиан «Церковно-общественные инициативы»](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3d58834ec51039f65b6f999f7ad873b875702ae7/DSC_0749_-980x1111.jpg)
![созданное членами Преображенского братства
Татьяна Авилова](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/f7dc2062fa0b5d83ad4849273ba5962372a63eb5/DSC_0711_-980x1243.jpg)
![«Церковно-общественные инициативы»
Директор филиала РГГУ в Твери](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/9364cdab10dcb2342f759942dffa6fd18e8bdcc1/DSC_0733_-980x555.jpg)
![член Геральдического совета при Президенте РФ Владимир Лавренов](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/1b761c46c564f486c2c81d950f514ab8dee54942/DSC_0741_-980x654.jpg)
![глава «Церковно-общественных инициатив»](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/6d2ad5682f6a5c174c310c9da8b0d7533d355339/DSC_0723_-980x651.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/d2ec62f880e4935da27a89c718231ccdc26952ee/DSC_0739_-980x651.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/f1c9102bd387a09acafa9dda326a8ee5a414f27a/DSC_0729_-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8f1f1a29f1cd4a1f4b3352e49c8f0debf085fdf0/DSC_0710_.jpg)