На грани пророчества и учительства
На пленарном заседании прозвучало два доклада, а во второй половине дня состоялся круглый стол «Учительный, пастырский и педагогический аспекты церковного служения катехизатора». Большая часть дня была посвящена обсуждению докладов и ответам на вопросы.
Священное писание ставит учительное служение в церкви в один ряд с пророческим и апостольским, отметил проф. СФИ Давид Гзгзян в своем докладе «Личность и служение катехизатора в древней церкви». Но если пророчество больше связано с возвещением богооткровенного учения, то служение катехизатора – с его систематизацией, обобщением и разъяснением. Докладчик сделал акцент на особом даре церковных учителей делать откровение внятным для тех, кто жаждет наставления в вере. Так, выдающийся церковный учитель III века Ориген, будучи великолепным ученым, философом, толкователем Писания, вызывает восхищение современников прежде всего способностью ясно открывать «золотое лицо истинной мудрости», «выводить из лабиринта философских учений», «внушать любовь к красоте и справедливости».
С началом константиновского периода в жизни церкви перед катехизаторами встала проблема, которую невозможно было себе представить раньше, – как оглашать тех, кто не хочет оглашаться. Не случайно именно в это время на первое место выходят вопросы ораторского искусства, риторских и педагогических способностей катехизатора. В связи с этим изменяется и представление о подготовке катехизатора. С другой стороны, значение самой катехизации постепенно уходит на задний план в церкви, распространившейся по всей ойкумене.
Сегодня, когда константиновский период церковной истории завершился и церковь вновь заговорила о необходимости наставления в вере, данное служение часто рассматривается не как исполнение главного завета, оставленного Спасителем: «Идите, научите все народы» (Мф 28:19), а как некое приложение к церковной жизни, хотя бы и достаточно важное.
Катехизаторы часто не воспринимаются как служители в церкви, что вполне объяснимо инерцией многовекового константиновского периода, отметил ректор СФИ священник Георгий Кочетков. Аналогичным образом, проповедь часто не воспринимается как центральная часть богослужения. Но если катехизаторы покажут результат своего служения, если люди будут не прицерковляться, а воцерковляться, то это может значительно изменить церковную ситуацию, уверен о. Георгий. Ведь катехизация – это таинство Слова, в котором участвует не только катехизатор и оглашаемые, но и сам Господь. По опыту длительного оглашения в Преображенском братстве, люди обретают большое доверие к катехизатору, желание и силы изменять свою жизнь, если встречают в нем не преподавателя или лектора, а свидетеля жизни не по законам мира сего, но по вере.
Кто достоин служения катехизатора, древняя церковь определяла не институционально, а по плодам, отметил Давид Гзгзян. Едва ли и сегодня существует методика, которая могла бы гарантировать подготовку катехизатора к служению, и это ставит вопрос о среде, в которой он может родиться.
О том, что подготовка катехизатора требует не только освоения определенных навыков и знаний, но и церковного наставления, сказал в своем докладе «Современные требования к катехизатору в Русской Православной церкви (к постановке проблемы)» и священник Андрей Мояренко, заместитель ректора Новокузнецкой православной духовной семинарии. В частности, отец Андрей указал на основные проблемы, с которыми сталкивается возрождение катехизации в современной церкви. Среди них – непонимание цели и существа процесса катехизации (часто и среди самих священников), дефицит опыта воцерковления людей через общение и формальное воцерковление многих из тех, кто привык считать себя чадами церкви, отсутствие в духовных школах предмета катехетики, а также крайне ограниченное время, которое уделяется процессу оглашения в современной приходской практике.
Обсуждение докладов и дальнейшая дискуссия на круглом столе показали, что сегодня церковь испытывает большой дефицит людей, способных «заражать христианством, как инфекцией», и это ставит проблему качества христианской жизни перед каждым верующим, как мирянином, так и священником. Ведь задача катехизатора – на собственном примере показать, что подлинная жизнь возможна только во Христе. В этой связи проректор СФИ Дмитрий Гасак предложил каждому, для кого проблема возрождения катехизации в церкви является насущной, задаться вопросом: «Что мне делать, чтобы стать катехизатором?»
В конце первого дня конференции все участники имели возможность принять участие в проведении огласительных встреч.