Религия как дар
С 22 по 27 апреля на факультете религиоведения Свято-Филаретовского института традиционный курс лекций по гуманитарному религиозному образованию прочитал доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев, профессор, директор Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии.
В этом году курс состоял из четырёх частей. Первая из них – введение в педагогику. Это систематизация ключевых педагогических понятий, знакомство с основной педагогической проблемой и противоречиями, рассмотрение под этим углом зрения истории педагогической мысли.
Вторая часть – теория и методология религиозного образования. «Это центральная часть курса, в которой вводится представление о становлении третьей (гуманитарной) парадигмы религиозного образования, раскрываются её методологические принципы и рассматривается ресурс экзистенциальной философии, феноменологии, герменевтики и конструктвизма в отношении методического обеспечения религиозной педагогики», – пояснил Фёдор Николаевич.
Гуманитарный подход к религиозной педагогике выступает альтернативой двум наиболее распространённым: конфессиональному и «нейтральному» научно-объективистскому. Объясняя разницу между этими образовательными подходами, для конфессионального Фёдор Козырев предложил термин «религия как закон», для научно-религиоведческого – «религия как факт», а для гуманитарного – «религия как дар».
Третья часть курса посвящена знакомству с опытом практического применения модели гуманитарного религиозного образования в ряде школ Санкт-Петербруга.
Предмет четвёртой части курса – педагогическая диагностика в сфере духовно-нравственного воспитания и развития. Фёдор Николаевич познакомил слушателей с разработками Института религиозной педагогики РХГА в этой области: методическим комплексом ОНИКС («Оценка нравственной избирательности и когерентности суждений») и адаптированной к педагогическим задачам версией технологии Q-сортировки.
Также в рамках своего визита в СФИ профессор Козырев принял участие в научном семинаре «Идея синергии в истории религий», организованном кафедрами религиоведения РПУ св. Иоанна Богослова и СФИ.
Фёдор Николаевич Козырев – директор Института религиозной педагогики РХГА, ведущий специалист лаборатории ценностно-культурологической педагогики Северо-Западного отделения РАО, автор двух монографий, обобщающих преподавание религии в школах различных европейских стран, руководитель крупномасштабного педагогического эксперимента в Петербурге, в котором участвуют несколько школ и гимназий, использующих учебник-тетрадь «Духовно-нравственные беседы. Евангельские притчи», написанный им в соавторстве с коллегами.