Перейти к основному содержимому

Сокровищница православных вопросов

1 декабря в Москве, в библиотеке-фонде «Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына», дьякон Василий (Карл Христиан) Фельми, доктор богословия, почетный доктор Московской православной духовной академии и член Попечительского совета СФИ, представил второе, исправленное и дополненное издание своей книги «Введение в современное православное богословие». Встреча стала не только презентацией, но и разговором о богословии сегодня.
Дьякон Василий (Карл Христиан) Фельми, доктор богословия, почетный доктор Московской православной духовной академии, член Попечительского совета СФИ

Дьякон Василий (Карл Христиан) Фельми, доктор богословия, почетный доктор Московской православной духовной академии, член Попечительского совета СФИ

Read this in English

Немецкий богослов профессор Карл Христиан Фельми – автор многих трудов, переведенных на различные языки и изданных во многих странах. Работу над книгой «Введение в современное православное богословие» он начинал еще будучи лютеранским пастором и именно в процессе ее написания принял окончательное решение о принятии православия. Впоследствии книга была переведена на греческий, болгарский, румынский, польский, испанский, итальянский и русский языки. Второе русскоязычное издание было подготовлено в Свято-Филаретовском институте и выпущено в 2014 году.

Книга знакомит с основными богословскими понятиями и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Она будет интересна как преподавателям и студентам духовных учебных заведений, так и более широкому кругу читателей, интересующихся христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ, ведущий презентации

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ, ведущий презентации

– XX век не предоставил богословской мысли возможности свободно развиваться в нашей стране, – напомнил ведущий встречи первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – Лишь после празднования тысячелетия крещения Руси появилась возможность не только для изучения богословских трудов разных эпох, в том числе созданных в XX веке в русской эмиграции, но и для того, чтобы богословская мысль как выражение опыта богопознания могла развиваться свободно и здесь в России, в богословских школах, чтобы каждый, кто имеет сердечное желание и веру, мог приобщиться к этому важнейшему опыту. Для нас была огромной честью работа с дьяконом Василием над этой книгой, и мы рады, что ее второе издание вышло в нашем институте.

Сам профессор Фельми, представляя книгу, отметил, что издание было существенно доработано и дополнено.

– Институт чрезвычайно позаботился о доработке текста, и я был рад возможности усовершенствовать книгу, – сказал он.

Дьякон Василий (Карл Христиан) Фельми

Дьякон Василий (Карл Христиан) Фельми

В своем сообщении «Актуальные проблемы современного православного богословия в контексте церковной жизни» профессор Фельми сделал обзор основных тем, которыми занимались православные богословы, особенно в XX столетии. Он коснулся богослужения и таинств, православного учения о спасении, которое «до сих пор в поразительной степени неокончено», отношения к историко-критическому методу толкования Священного писания, учения о церкви, в частности, евхаристической экклезиологии, которая не только ответила на какие-то вопросы, но и поставила новые проблемы, а также вопроса о значении самого школьного богословия.

– Школьное богословие не является безусловно идеальным выражением православного богословского мышления, – отметил профессор Фельми. – Настоящее богословие – это всегда выражение опыта.

Давид Гзгзян, профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

Давид Гзгзян, профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

– «Введение в богословие» в данной книге означает погружение в толщу высокой традиции, причем мы обнаруживаем, что эта толща полна всевозможных течений – и освежающих, и иногда пугающих своей смелостью, поскольку мы сами не всегда имеем смелость додумывать какие-то вопросы до конца, – отозвался о книге заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ профессор Давид Гзгзян. – Книга возвращает нас к фундаментальным православным смыслам и напоминает, что для православной традиции чрезвычайно важна категория опыта.

Также профессор Гзгзян отметил, что православная традиция только выигрывает от того, что в лице автора оказывается открытой ко всем возможным творческим интуициям, в том числе прозвучавшим вне границ конфессионального православия.

– Перечитывая книгу, я вдруг поймал себя на легком потрясении, поскольку совсем не ожидал услышать от Мартина Лютера, что цель христианской жизни есть соединение со Христом и обожение, или узнать, например, что в протестантской традиции миропомазание могло восприниматься как рукоположение мирян, – сказал профессор Гзгзян.

Протоиерей Александр Троицкий, главный библиограф Синодальной библиотеки

Протоиерей Александр Троицкий, главный библиограф Синодальной библиотеки

По мнению протоиерея Александра Троицкого, главного библиографа Синодальной библиотеки Московского Патриархата, «книга не имеет аналогов в русскоязычной и вообще христианской литературе, и с ней следует ознакомиться каждому, кто интересуется современным богословием».

– Я никогда не встречал книги, в которой обобщался бы опыт богословия последних лет с отсылками к прозрениям предыдущих веков и других конфессий, которые всегда оказывали то или иное влияние на православную мысль, – сказал отец Александр. – Нет другой книги, где русское православное богословие рассматривалось бы наряду с румынским и греческим. Для нас это великая помощь в знакомстве с теми авторами, чье наследие переведено не полно.

Отец Александр добавил, что «нет ничего удивительного в том, что книга была написана в немецкой академической среде, но если кто-то владеет и немецким, и русским, то читать ее следует по-русски».

– Указатель имен и выверенность цитат снимают недоумения, возникавшие при чтении первого русскоязычного издания. Библиографическое сопровождение книги следует считать «сверхдолжной заслугой» издателей, – добавил он.

Алексей Фокин, заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Алексей Фокин, заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

– Книга будет интересна каждому христианину, который интересуется православным богословием и опытом соединения веры и молитвы, – сказал Алексей Фокин, заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Александр Копировский, профессор и учёный секретарь СФИ, преподаватель курсов «Введение в богословие» и «Религиозная эстетика»

Александр Копировский, профессор и учёный секретарь СФИ, преподаватель курсов «Введение в богословие» и «Религиозная эстетика»

– Мне понравилось, что в этой книге нет практически ничего об иконах – есть только сами иконы, – отметил профессор СФИ Александр Копировский, преподаватель курсов «Введение в богословие» и «Религиозная эстетика». – Часто заменяют созерцание иконы сугубо искусствоведческим или богословским текстом, забывая, что икона – это уже богословие в красках, она говорит с человеком сама. И книга помогает человеку овладеть языком, благодаря которому икона становится для него не просто знаком присутствия православия, но обретает собственное звучание.

Профессор священник Георгий Кочетков, ректор СФИ

Профессор священник Георгий Кочетков, ректор СФИ

– Может быть, самое замечательное, что в книге профессора Фельми предание не ассоциируется только с чем-то прошедшим, бывшим – и иногда не сбывшимся. Нет, здесь предание – это шаг вперед, почему эта книга и оставляет такую радость и вдохновение, – сказал ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков. – Предание – это то, что открывается и открывает новые возможности. Конечно, предание есть предание, оно не отрывается от прошлого, но все-таки оно всегда имеет этот эсхатологический вектор. И здесь это показано очень глубоко, живо, естественно, я бы сказал, по-своему просто, потому что очень логично. Здесь западная школа показывает нам, что поделаешь, хороший пример. Здесь ясность, краткость, четкость и в то же время вдохновение связаны именно с живым опытом, в который хочется входить. Я всегда эту книгу открывал просто как глоток свежего воздуха и живой воды.

Также отец Георгий обратил внимание на катехизический аспект книги, которая может помочь современному человеку войти в опыт христианской, церковной жизни.

– Эта книга может послужить возрождению того пласта предания церкви, который позволил бы современного человека, настолько далекого от церкви, от ее духа, от ее мысли, ввести в это предание и повести дальше по жизни. Я бы порекомендовал такую книгу каждому серьезному катехизатору, способному вести не только какие-то детские занятия, а именно настоящее таинствоводство для зрелых духовно ищущих людей, которых сейчас становится все больше как у нас, так и, мне кажется, на Западе. С одной стороны, есть отталкивание от христианства, от церкви, от всего традиционного, от того, что было в прошлом, а с другой, есть большая жажда идти вперед, и как раз возрождение опыта мистагогии, таинствоводства – это большая проблема, таинствоводство не может быть сведено к какому-то ликбезу – не важно, детскому или не детскому. И дай Бог, чтобы было больше таких книг!

В ходе дискуссии затрагивался и вопрос о духовном единстве православных. Как заметил аспирант ОЦАиД Алексей Макаров, сегодня церковь «из сообщества людей, которые разбираются в сложных богословских вопросах, превращается в тех, кто готов в ожесточенных спорах расколоться на несколько частей». Отвечая на вопрос о перспективах этих споров и надежде на достижение консенсуса, в частности, на соборе, профессор Фельми сказал, что от предстоящего Всеправославного собора «нельзя ожидать слишком многого» по причине требуемого предварительного полного единогласия, однако отметил, что собор будет важен как факт. В то же время он согласился, что для богословских споров начала XX века было характерно на порядок лучшее владение самим предметом спора и не столько ожесточенный, сколько иронический тон.

Как отметил профессор Гзгзян, книга наталкивает на мысль о том, что нам не так принципиально находить скорое и тем более документально оформленное согласие, а гораздо важнее обретать опыт движения, опыт утрачиваемого и находимого вновь согласия и тонкой настройки богословского мышления, опирающегося на опыт целостной жизни.

Автограф-сессия

Автограф-сессия