Перейти к основному содержимому

Мифический Лао-цзы, суровый Конфуций и китайский Будда

В декабре студенты старших курсов богословского факультета и факультета религиоведения СФИ прослушали несколько лекций доктора исторических наук, профессора Алексея Александровича Маслова – известного востоковеда, ведущего российского специалиста в области духовных и культурных традиций Китая, руководителя Школы востоковедения НИУ ВШЭ.
Сюй Вэй. Бамбук (XVI век)

Сюй Вэй. Бамбук (XVI век)

Алексей Александрович познакомил студентов с основными религиозными традициями Китая: отечественными даосизмом и конфуцианством, а также импортированным из Индии буддизмом. Он рассказал об особенностях китайской ментальности, основных учениях и школах, о том, как они возникли, развивались и что собой представляют сегодня.

Алексей Александрович Маслов, доктор исторических наук, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ

Алексей Александрович Маслов, доктор исторических наук, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ

Религиозный облик Китая с древности был отмечен синкретизмом: в сознании людей спокойно сосуществовали разные учения. Даже аутентичный для Китая даосизм, восходящий к народному культу бессмертия, магическим практикам и общению с духами, уже представляет собой напластование различных религиозных и философских учений.

Алексей Александрович подчеркнул значение культурных и ментальных особенностей и их влияние на формирование религиозных традиций и даже появление новых школ. Интересно было услышать о конфликте китайского культа семьи и буддиского культа отшельничества, о буддийской критике даосизма (буддизм ставит человека принципиально над духами, в отличие от даосизма, опиравшегося на «заигрывание» с ними), о противостоянии местных и государственных культов при традиционном доминировании последних.

В целом для китайцев характерна ориентация скорее на конкретного учителя, чем на религиозную доктрину. И там, где историчность основателя учения сомнительна (как в случае с Лао-цзы), народное сознание реконструировало его мифологический образ.

Другая культурная особенность китайцев в том, что они гораздо внимательнее к состоянию сознания, чем к соблюдению канонов. Хотя при этом Конфуций, к которому возводят соответствующее учение, видимо, относился к ритуалам и обычаям с чрезвычайным пиететом. Одно из ключевых конфуцианских качеств «праведного человека», условно переводимое как «гуманизм» или «гуманность», подразумевает в первую очередь скорее «антропоморфность», «человекообразие», особого рода благородство, связанное в том числе со способностью исполнять ритуалы, обычаи и правила.

Заключительная лекция была посвящена китайскому буддизму. Как учение Будды попало в Китай и с чем было связано окончание монашеского буддизма? В каком изводе буддийское учение проникло на Запад, где повлияло на Стива Джобса, книги Германа Гессе и Джерома Сэлинджера, музыку Гюстава Малера, философию Мартина Хайдеггера и Людвига Витгенштейна, движения битников и хиппи?

Прикосновение к богатым и самобытным религиозным и культурным традициям Китая, невольное сопоставление их с религиозной и философской биографией других стран заставили еще раз задуматься о том, можно ли было разглядеть в них предстоящие в XX веке потрясения – военные перевороты, «культурную революцию», «особый путь». С лекций Алексея Александровича все ушли наполненными, но и с невольным осознанием того, как скудны наши познания в области человеческой истории.