Что знают социологи о детской вере
Современные подходы к исследованию детской религиозности сильно отличаются от существовавших в российской социологии в 1960-80-е годы. Но несмотря на большое количество публикаций, посвященных исследованию религиозности детей, школьников и студентов, и на развитие религиозной педагогики, ярких работ по изучению детской религиозности сегодня практически не появляется, считает Татьяна Фолиева. Основная проблема – отсутствие методологии: в большинстве исследований применяются стандартные социологические опросники, мало подходящие для подобных задач.
На Западе детскую религиозность изучают в рамках социологии, антропологии и психологии. Среди ключевых проблем, на которых сосредоточены исследователи сегодня:
- формирование образа Бога, его источники и агенты «влияния»;
- формирование моральных и религиозных представлений/суждений;
- дети и НРД (особенно проблема второго и третьего поколений в НРД);
- детская «религиозность» и «духовность»;
- религия и образование.
Остановившись на первых двух вопросах, Татьяна Фолиева рассказала об истории их изучения и о том, как на них отвечают современные западные исследователи.
Так, на изучение проблемы формирования образа Бога значительное влияние в свое время оказал Зигмунд Фрейд, по мысли которого, Бог – это репрезентация отца. Его тезис послужил отправной точкой для множества опытных исследований. Еще одна гипотеза – образ Бога складывается из черт того родителя, которого ребенок «предпочитает» другому (М. Нельсон). Согласно теории объектных отношений А.-М. Реззутто, источник представлений о Боге – не только родители, но и повседневный опыт ребенка в раннем детстве. По теории привязанностей, образ Бог олицетворяет «то, чего мне не дали». Существует теория «Self», согласно которой, Бог – это то, как я отношусь к самому себе.
Другой процесс, подробно исследованный социологами, – формирование моральных и религиозных представлений. В отличие от российской традиции, где ребенок считается здесь пассивным, западные теории исходят из того, что он – активный участник этого процесса.
Исследователь Эрнест Хармс при помощи проективной методики (она основана на анализе детских рисунков) выделил три этапа понимания детьми и подростками Бога и религии: 1) религия как сказка; 2) реалистичный этап; 3) индивидуалистский этап. Другие три стадии детской религиозности выделяет Лоуренс Кольберг: 1) доморальная (4-10 лет); 2) конвенциональная (общепринятая) мораль (10-13 лет); 3) автономная мораль (с 13 лет). Его ученик Джеймс Фаулер предложил более подробную «периодизацию» религиозности: 1) предварительная стадия (0); 2) интуитивно-проективная вера (3-7); 3) мифически-буквальная вера (6-12); 4) синтетически-конвенциональная (11-18 и многие взрослые); 5) «взрослая религиозность».
Татьяна Фолиева рассказала, какие социологические методы (наблюдение, проективные методики, интервью, опросники), по мнению западных ученых, подходят для исследования детской и юношеской религиозности в том или ином возрасте в зависимости от его специфики.
Также она познакомила участников семинара с результатами собственного исследования, которое опирается на проективные методики – анализ детских рисунков и того, как они интерпретируют предложенные изображения. По итогам проведенных в школе исследований, Татьяна пришла к выводу, что развитие религиозности происходит волнообразно, и предложила следующую классификацию источников формирования образа Бога: «внешний целенаправленный» (уроки, воскресные школы и т.п.), «внешний рассредоточенный», «внутренний самостоятельный» и «внутренний социальный».
Отвечая на вопрос о сути проективных методик, Татьяна отметила, что они очень сложны, и здесь нельзя просто говорить о высокой или низкой религиозности. «Часто исследования при помощи проективных методик показывают психологические проблемы ребенка, – рассказала она. – У меня был показательный рисунок ребенка из детского сада: он нарисовал Бога с глазами, зарисованными черным. Выяснилось, что ребенка в семье бьет отец». Подростковые кризисы отражаются на рисунках через приписывание негативных черт Богу, доминирование особых цветов, резкость линий.
Однако, по мнению Татьяны Фолиевой, не все методики, разработанные зарубежными коллегами, работают в российских условиях. Это связано прежде всего с тем, что они разрабатывались и апробировались в протестантской среде. Также она отметила, что при исследовании детской и особенно юношеской религиозности следует учитывать, что она динамична, трансформируется под влиянием внешних агентов и не может рассматриваться как окончательно сформированная.
Одна из проблем, на которую указала Татьяна, в том, что результаты исследований детской и юношеской религиозности нередко выявляют изъяны существующей образовательной политики, что также не способствует развитию изучения данной сферы.